Анималистический жанр сам по себе не так, чтоб уж сильно меня волновал. Но относительно недавно узнала новые факты о некоторых художниках. И выяснила, что дикие животные на картинах художников занимали особое. Это оказалось так интересно! Предлагаю приобщиться и вам.

Носорог и заяц Альбрехта Дюрера

С именем этого художника у меня всегда смутно ассоциировалось одно словечко: жесть. Во-первых, его конек — гравюра. А я — увы! — как ни пытаюсь, так и не могу достаточно ясно представить эту технику… Во-вторых, одна из знаменитых гравюр Дюрера имеет многозначительное название «Рыцарь, смерть и дьявол». Кроме названия, собственно и сюжет соответствующий. И долгое время я по незнанию только так и воспринимала творчество этого художника — мрачные готические мотивы.

Дикие животные на картинах художников

В-третьих, Дюрер в годы расцвета идеологии Гитлера был очень сильно отмечен как «свой». Тут комментарии просто излишни. И прозревать я начала только в этом году, когда побывала на великолепной выставке художников Возрождения. Там я вдруг увидела, что Дюрер писал и красочные пейзажи, и очень точные, и в то же время легкие наброски настоящего натуралиста: жуки, травинки и всякое такое. А потом я прочитала, что художник, служивший идейным символом у нацистов, на самом деле у своих современников более всего прославился своими анималистическими работами — изображениями зайца и носорога!

Дикие животные на картинах художников

Особенно интересно получилось с носорогом. Дело в том, что со времен Древнего Рима в Европе никто не видел живого носорога, его приравняли к мифическому существу, часто ассоциируя с единорогом. Не видели до начала 16 века. А вот в 1515 году настоящий носорог прибыл в Португалию из Индии в качестве дипломатического подарка. И это событие превратилось в настоящую сенсацию. Альбрехт Дюрер не видел животное, но до него долетели рассказы очевидцев и некоторые наброски. По этим весьма условным признакам Дюрер создал изображение индийского носорога, которое до 18 века считалось достоверным! Дикие животные на картинах художников начали набирать популярность. И, почти одновременно с немецким художником этот сюжет воссоздал и другой автор –  Ганс Бургмайр. Его изображение более соответствовало анатомическим реалиям, возможно, этот мастер видел носорога своими глазами. Но по популярности оно намного уступало гравюре Дюрера. Про последнюю же говорили, что в искусстве нет другого такого случая, чтобы изображение животного оказало такое влияние как на зрителей, так и на других художников, которые неоднократно вдохновлялись этой работой.

Дикие животные на картинах художников

Дикие животные на картинах Анри Руссо

Француз Анри Руссо был художником-самоучкой. Главная тема всего его творчества — экзотические джунгли с непременным присутствием в них таких же экзотических животных. Надо ли говорить, что ни эти джунгли, ни этих животных Руссо на самом деле никогда в жизни не видел?! Он ходил в парижский ботанический сад и придумывал свои сюжеты в теплицах с тропическими растениями и чучелами диких животных. Самая знаменитая картина Анри Руссо — «Спящая цыганка». Но и там наряду с цыганкой, как таковой, главное действующее лицо — лев.

Дикие животные на картинах художников

Поделиться: