Ну вот, побывала в Северной Италии. Италия-то северная, но территория на севере страны — это самый нижний, самый южный кусочек Тироля. И кроме осмотра всяких немыслимых красот я там зацепила еще тему — старинные тирольские семейства, Траутмансдорфы например. Пока что-то там выискивала про Траутмансдорфов, натолкнулась на интереснейший феномен под названием безобразная (или уродливая) графиня Тироля. И уж тут открылось столько всяких аспектов, что грех не покопаться в этом.

Карикатура

Слово карикатура, как оказалось, имеет итальянские корни. Caricare — означает нагружать, преувеличивать. Почему ж и тут не обошлось без Италии? Да потому что основателями этой формы искусства считают итальянских живописцев — братьев Агостино и Аннибале Каррачи. И про Леонардо да Винчи тут можно вспомнить. С одной стороны маэстро неустанно искал идеальные пропорции человеческого тела, результат этих поисков визуально зафиксирован в знаменитом рисунке Леонардо Витрувианский человек:

Витрувианский человек

С другой стороны художник питал интерес к исследованию всякого рода аномалий в человеческом облике — это как бы обратная сторона медали. И один из ранних рисунков Леонардо можно тоже считать одной из первых карикатур:

Безобразная графиня Тироля

Это я так — кратенько о карикатуре, возможно кое-кто и так уже недоумевает: к чему я веду? Я все объясню чуть позже, а пока не могу удержаться от описания такого крайне любопытного факта. Бонапарт Наполеон очень болезненно воспринимал карикатуры на себя. Поэтому во время Отечественной войны 1812 года, гениальный Михаил Кутузов придумал дополнительный вид оружия: психологическая кампания против врага с использованием карикатур на императора!

Уродливая графиня Тироля

Искусствоведы предполагают, что существовала ранее какая-то неизвестная нам картина, которая послужила источником сюжета как для Леонардо, так и чуть позже для другого художника — Квентина Массейса из Фландрии. Предположительно в 1513 году он создал картину под названием Уродливая графиня.

Квентин Массейс Уродливая герцогиня. ок. 1513

И это, конечно же, насмешка, карикатура! Мало того, что умышленно и утрированно деформированы все черты лица — это бы еще ладно, можно поверить , что природа так распорядилась. Но это показное кокетство: оголенная грудь, корсаж, алый бутон в руке — при том, что графиня, мягко говоря, не молода и не прекрасна собой!

Но можно ли считать картину портретом? Изобразил ли художник реальную даму? На этот счет существует два взаимоисключающих ответа:

  1. Нет. Это как бы собирательный, абстрактный образ. Как Витрувианский человек служит эталоном идеальных пропорций, так Безобразная графиня напротив собрана из отдельных черт, каждая из которых есть противоположность идеалу красоты. Доказательством этой версии может послужить наличие идентичных изображений у разных художников. Кроме уже упомянутых работ Леонардо и Массейса, практически то же лицо встречается и у Вацлава Холлара в «Королеве Туниса», и в иллюстрациях к Алисе в стране чудес у Джона Тенниела.
  2. Да. Этот ответ более подобен народным преданиям. Но преданиям очень распространенным. Кого же считают прототипом Уродливой графини? А вот кого — графиню Маргариту Маульташ, последнюю правительницу независимого Тироля.

Вацлав Холлар, Королева Туниса

Джон Тенниел, иллюстрация к Алисе в стране чудес

Маргарита Маульташ

Лично я склонна поддерживать первую версию, невзирая на свою любовь ко всякого рода легендам. Есть и другая причина для такого моего мнения: если в историческом описании я встречаю названия мест, где побывала лично — для меня эти места и люди, их населявшие, становятся как бы родными. А читая про Маргариту, я встретила два названия — Больцано и Мерано. Я ведь только что оттуда и не просто побывала, а неумно восхищалась! Поэтому первый эмоциональный порыв: защитить Маргариту от этой исторической клеветы!

Но что еще пишут? Существует устойчивая традиция, согласно которой эту графиню считают самой, мягко говоря, несимпатичной женщиной в истории. В свое время с огромным интересом и удовольствием читала «Безобразную графиню» Л. Фейхтвангера. Эта книга о ней, о Маргарите Маульташ. И там она описана как какая-то безобразная жаба. Но была ли Маргарита действительно так некрасива в жизни? Боюсь, этого мы не узнаем уже никогда. Но во всяком случае, и так безоговорочно принимать факт ее уродства я тоже не собираюсь. Потому как имеются — достоверные или нет — свидетельства современников: она была если не красавицей, то весьма привлекательной особой. На портрете 16-го века графиня Тироля изображена такой себе симпотягой:

Маргарита, графиня Тироля и герцогиня Баварии. Портрет первой половины XVI века

Сдается мне, что слухи о внешнем уродстве были вызваны скорее всякими эпатажными событиями из жизни этой женщины. Весьма скандальным оказался ее  первый брак, за ним последовали войны, отлучение от церкви, отречение от своих владений, запрет на посещение Тироля в конце жизни. Маргарита имела и политических противников, и личных недоброжелателей. Думается, что все это вместе взятое и заклеймило графиню, как самую уродливую женщину…