В истории мирового искусства есть произведения, которые не поражают с первого взгляда своей красотой или идеальными пропорциями, вычисленными по принципу «золотого сечения». Напротив, они могут быть отталкивающими и даже — прямо скажем — уродливыми. Но при этом имеют оглушительную известность и репутацию некой иконы. Именно такова картина, которую написал Эдвард Мунк — Крик.

Эдвард Мунк — Крик, сюжет Крика, различные версии

Эдвард Мунк — Крик, сюжет Крика, различные версии

Картина представляется очень простой по сюжету, схематичной и примитивной. Никакого реализма, искаженное в крике лицо, которое и человеческим-то трудно назвать. Некоторые искусствоведы считают, что это кричащее существо Мунк написал под впечатлением от увиденной на выставке перуанской мумии. Во всяком случае, и поза, и прижатые к щекам руки, и лицо — все это вместе действительно похоже на ту мумию, которая экспонировалась на Всемирной выставке в 1889 году. А картина Крик была написана в 1893 году.

Но ассоциация мумия — кричащий человек, не единственная. Ведь кроме этого бесполого существа на переднем плане и двух удаляющихся мужских фигур в конце моста, в сюжете присутствует и другое действующее лицо — пейзаж. Художник имел первоначальное название для своего произведения — Крик природы. Закат солнца сделал фон картины кроваво-красным и это создает впечатление, что кричит не только этот человек. кричит все вокруг. Долгое время считалось, что так сработала фантазия художника. Но относительно недавно появилась новая версия — объективная ли, или просто «притянутая за уши» — по поводу этого зловещего красного неба. И версия эта весьма реалистична. Она основана на факте извержения вулкана Кракатау в 1883 году. Тогда необыкновенные красные сумерки наблюдались по всей Европе на протяжении долгого времени. И если попытаться географически привязать Крик к каким-то координатам (например, руководствуясь изображенным Осло-фьордом), то как раз и получится, что красное небо на картине расположено в стороне источника этих вулканических сумерек. Впрочем, не стоит сильно увлекаться этой версией, ибо она всего лишь версия.

Причины знаменитости Крика

А не кажется ли вам, что подобную работу мог выполнить и подросток? Мне — да, порой кажется. И я снова и снова задаю себе вопрос: даже не почему картина приобрела такую известность, а как вообще ее могли заметить? Может быть, о ней заговорили после того, как Крик побил в 2012 году рекорд, как самое дорогое произведение искусства? Тут необходимо внести ясность: произведение существует в 4-х версиях, которые выполнены маслом и пастелью. Три вариации находятся в музеях и единственная версия — в частной коллекции. Вот она-то и побила — на момент продажи на аукционе — рекорд: 119 млн 922 тыс. 500 долларов.

И, все же, я прихожу к выводу, что если технически рядового зрителя Крик ничем особенно не поражает, то эмоционально — это просто какой-то взрыв. И вот такой силы эмоции и чувства вряд ли по силам незрелому человеку. Наверно, стоимость картины, а соответственно степень ее шедевральности (или же наоборот — поменяйте местами) кроется в этом концентрированном сгустке чувств. Вспомним еще раз: Эдвард Мунк — Крик создал в конце 19-го века.  И меня лично потрясает гениальная прозорливость Мунка, который как какой-то провидец ужаснулся, заглянув в век грядущий: две мировые войны, революции, перевороты, потрясения… Наверно, в этом и кроется главная причина громкой славы Крика.

Поделиться: