Чем отличаются копии картин от репродукций я уже писала. Точнее – писала о месте, где хорошо это определяется. А сейчас я и вообще не собираюсь говорить об этих категориях, речь пойдет о другом – авторских повторах, или же репликах. Просто название поста выбрала из соображений: как покороче и благозвучней!:))) Правда, и про авторские повторы писала тоже, но пришла пора пополнить эту тему конкретными примерами.

Примеры эти сведу буквально к списку:

  • Эдвард Мунк “Крик”

Про эту картину имеется отдельный пост, там же и репродукция, если вдруг кто не знает как выглядит одно из самых известных полотен человечества (гхм … покашливаю смущенно)

  • И. Репин “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”

Первая версия – хочется сказать оригинал – хранится в Русском музее, Санкт-Петербург. Это огромное полотно Репин писал более 10 лет. Мне непонятна авторская кухня, я не могу постигнуть как могло быть такое: за немалый, прямо скажем, срок художник тщательно изучал историю Запорожья, в консультантах у него был лучший по этому вопросу специалист Дмитрий Яворницкий. Репин путешествовал по Запорожью, знакомился с людьми, тщательно отбирал модели для персонажей картины, долго готовил эскизы. И вместе с тем он уже чувствует , что картине не достает исторической достоверности. И, ещё не успев закончить эту первую, начинает вторую версию. Этот второй вариант “Запорожцев” хранится в художественном музее г. Харькова.

Картины художников: копии, репродукции

  • А.К. Саврасов “Грачи прилетели”

Первый экземпляр картины хранится в Третьяковке, Москва. Но художнику были сделаны заказы ещё на несколько реплик. Одна из них экспонируется сейчас в Нижегородском художественном музее, другие находятся в частных коллекциях. 

Картины художников: копии, репродукции

  • М.В. Нестеров “Портрет Л. Н. Толстого”

Не слишком уверенно чувствую себя с этим портретом, но по-моему дело было так: первая версия писана художником в 1907 году и хранится она в московском музее Л.Н. Толстого. А в каком году не знаю, сам Третьяков делает художнику заказ на повтор портрета для своей галереи и вот такой картинки я что-то нигде не увидела…

  • Поль Сезанн “Игроки в карты”

Вероятно, авторские повторы не планируются заранее, потребность в них возникает (или не возникает) уже после написания первоначальной версии. В таком случае про Игроков правильнее сказать, что это изначально задуманная серия из пяти картин: первые две отличаются однозначно по количеству изображенных. В последних трёх различия уже не так принципиальны, но наверно же автор замышлял их по каким-то разным мотивам?

Вообще-то про серии хочу сказать отдельно. Насколько хватает моих скромных знаний, особым почтением “серийная” живопись пользовалась у импрессионистов . И наверно, самый наглядный пример тому – знаменитые серии Клода Моне. Казалось бы: зачем столько однотипных изображений (к примеру, стогов – 25 полотен, а кувшинок … 250!!!)? Но в том-то вся и фишка импрессионизма: впечатление… Моне изображал один и тот же объект – мост, собор, реку, тополя – в разное время не только года, но и суток. В разную погоду и при разном освещении впечатления от увиденного тоже совершенно разные.

Картины художников: копии, репродукции Картины художников: копии, репродукции Картины художников: копии, репродукции Картины художников: копии, репродукции

 

 

 

 

 

 

 

Ну вот, пожалуй после импрессионистов говорить больше и не о чем. А будет о чём – добавляйте:)