Картины, написанные маслом, автором которых есть Ян ван Эйк — нидерландский художник эпохи раннего Возрождения. Быть может, имя это мы слышим не так часто, как некоторые другие прославленные имена писателей и живописцев. Возможно, кое-кто из нас и вообще никогда не слышал о нем и ничего не знает о произведениях ван Эйка. А между тем, его можно назвать великим реформатором, который сделал открытия в искусстве живописи что называется — на века! Сейчас его находки настолько привычно вошли в жизнь, что даже не верится, что когда-то было по-другому. Итак, давайте-ка посмотрим: что такое придумал Ян ван Эйк?

Реализм, трехмерная перспектива, светотени

В 15 веке немногие художники были озабочены такими вещами. Поэтому одна из лучших работ нидерландского художника «Портрет супругов Арнольфини» была в тот период просто какой-то революционной. Она имела обычный бытовой, а не религиозный сюжет, на ней можно было увидеть свет, льющийся в комнату через окно и оставляющий легкие тени на лицах и предметах. Апельсины на подоконнике имеют пористую шкурку, а мех на одежде кажется мягким и пушистым. Такой откровенный реализм был смелым новшеством.

Ян ван Эйк, картины, написанные маслом

Ян ван Эйк. Портрет супругов Арнольфини. 1432 г.

Ян ван Эйк, картины

Фрагменты картины

Ян ван Эйк, картины

Фрагменты картины

Подпись на картинах

Эту же работу ван Эйка часто вспоминают и в связи с другим новаторским приемом. Дело в том, что живописцы того времени были в первую очередь ремесленниками. И даже если некоторые из них отличались незаурядными качествами, все равно было не принято отмечать свою работу чем-то индивидуальным типа личной подписи. И вдруг эта картина Яна ван Эйка с четой Арнольфини! Она считается одной из первых в истории искусства живописной работой, подписанной самим автором.

Ян ван Эйк, картины, написанные маслом

Подпись автора на картине

Подписи художник оставлял различные. Портрет Арнольфини снабжен замечанием «Ян ван Эйк был здесь», на некоторых картинах можно видеть «Меня создал Ян ван Эйк». А на одном из портретов ван Эйк со скромным достоинством написал «Как я могу». Все эти варианты бесценны по сути: они передали последующим поколениям живописцев чувство важности индивидуального мастерства и личного восприятия мира.

Изобретение масляных красок для живописи и картины, написанные маслом

Но наверно самая большая заслуга нидерландца — он изобрел масляные краски. Благодаря этому изобретению появились картины, написанные маслом. Строго говоря — не изобрел, конечно. Еще в самом начале 12 века (а Ян ван Эйк — это 15 век!) немецкий монах Теофил в своем трактате «О различных искусствах» уже предложил рецепт приготовления красок на основе льняного масла. Но видать рецепт этот был несовершенным, и новый вид красок широкого применения в живописи не нашел. Они в основном играли вспомогательную роль, как-то: при раскрашивании деревянных статуй, росписи ковров и знамен. Если же кто-то решался применить масло при изготовлении картины, то такое мероприятие представлялось делом рискованным и сомнительным. Масляные краски сохли очень долго, процесс ускорялся на солнце, но тогда краски чаще всего растрескивались и выцветали.

И вот опять же — на исторической сцене появляется новатор Ян ван Эйк. Много экспериментируя, ван Эйк пытался совершенствовать состав масляных красок, в свое время выведенный Теофилом. И нидерландцу это удалось! Теперь краски не сохли так долго, как прежде. Их можно было смешивать на палитре и тем самым достигать невиданного ранее разнообразия цветов и оттенков. Тоненькая масляная пленочка на поверхности изображения работала по принципу линзы: и вбирала падающий на картину свет, и одновременно отражала его. Это вновь была революция в живописи! Масляная техника стала традиционной сначала в Нидерландах, а затем и во всей Европе.

Есть чрезвычайно интересный момент во всей этой истории. Я бы даже хотела адресовать вопрос наиболее любознательным читателям: картины какого периода лучше сохранились? 18-19 веков (в то время масляная живопись определенно была преобладающей) или же более раннего периода становления этой техники (то есть 15 век)? Но не буду томиться в ожидании ответа – расскажу сама.

В 15 веке художник, как я уже отметила, был ремесленником, мастером-универсалом. В его обязанности входила не только живопись, как таковая, но и подготовка всего процесса, в том числе и приготовление красок. Все процедуры строго регламентировались и контролировались сводом цеховых правил. К тому же, в то время мастера пользовались еще пигментами минерального происхождения.  Это оказалось гораздо полезней для живописного эффекта, чем применение органических красителей, которыми стали пользоваться значительно позже. И что мы видим в результате? Многие картины, написанные маслом в 18-19 веках, потемнели, потеряли свою яркость и чистоту. И это — увы! — не является исключительным признаком благородной старины. Скорее это отличительное свойство не слишком качественных красок. А вот многие работы старых мастеров — пионеров масляной живописи до сих пор поражают свежестью и богатым колоритом.

Таким образом, Ян ван Эйк — не просто великолепный художник из Нидерландов. У нас впереди еще рассказ о судьбе знаменитого Гентского алтаря — это главный шедевр ван Эйка-художника. Но живописец был еще и неутомимым исследователем и, вероятно, просто неординарным человеком. Эти качества обогатили мировую культуру не только его собственными произведениями, но и проторили путь другим талантливым живописцам. Собственно, благодаря этим качествам человечество получило картины, написанные маслом. За что – великое спасибо Яну ван Эйку!

Поделиться: