Как-то в одной тематической группе на ФБ я прочитала такую реплику: лучшие акварелисты в мире — китайцы, они занимают призовые места на всех международных конкурсах акварели. А я только недавно «открыла» для себя некоторые  богатейшие образцы акварельной живописи. Да еще и подслушала, как художники в своих обсуждениях называют акварель сложнейшим жанром, которым немногие владеют в совершенстве. Поэтому, конечно, мне стало интересно посмотреть: что это за китайские акварели?

Китайские акварели

Ну, во-первых, хотелось увидеть именно вот таких каких-то призеров, с которых я начала этот пост. Увы-увы! Нашла в сети всякие пышные названия типа «королевское общество акварелистов», нашла сообщения о проведении всяких международных биеннале, фестивалей и конкурсов. Но … не нашла ничего о результатах этих мероприятий. И как мне удостовериться, что среди победителей больше всего именно китайских граждан? По этому поводу большая просьба к читателям: будет информация — поделитесь в комментарии! Единственные сведения, которые каким-то чудом удалось раздобыть вот какие. Конкурсы проводятся, я так понимаю, регулярно. Но я располагаю данными только за 2012 год, Shanghai International Watercolour Biennial. На этом биеннале золотую медаль да, действительно завоевал житель Поднебесной Чжао Цзитун за акварельную работу «Взгляд»:

Китайские акварели: Взгляд

Хорошо, примем это просто как факт: китайцы — непревзойденные мастера акварели. Это подтверждают произведения некоторых современных художников. Liu Maoshan:

Китайские акварели: Liu Maoshan

Китайские акварели: Liu Maoshan

Китайские акварели: Liu Maoshan

А теперь второй пункт. Есть ли какая-то особая причина для этого? Я полагаю, ответ на этот вопрос лежит на поверхности: есть. И эта особая причина в чрезвычайно сильных и продолжительных традициях китайской живописи. Википедия вообще пишет, что Китай — родина акварельной техники:

Акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги во 2-м веке нашей эры.

Хотя, конечно же, акварелью в Китае это не называлось. Для написания картин использовали тушь, краски минерального и растительного происхождения. Все они разводились водой. Поэтому и по сей день в ходу термин Watercolour, т. е. краски на воде. Или, если угодно, водяная живопись.

Ну-у, если бы я надумала писать объемную работу уровня искусствоведа, то мне нужно было бы распределить все по историческим периодам: эпоха там Сун, Тан и т. д. Но мы — простые любители и дилетанты, разве мы знаем временные границы этих династий, разве мы сможем запомнить имена и работы художников по разным эпохам?! Вот именно — нет. Поэтому несколько вольно я применю обобщенное и расплывчатое: древний Китай.

Очень интересно, как по мне, это — форма самих картин. Китайские акварели писали на длинных полотнах из бумаги или шелка, на концах полотен имелись деревянные валики, потом эта вся конструкция сворачивалась в свиток. И свитки были двух видов: горизонтальные и вертикальные. Это не просто геометрические термины, от вида свитка зависел и сюжет. Точнее: сюжет и смысл произведения определял форму свитка.

Горизонтальные свитки

Горизонтальные — имели длину в несколько метров, хранились они в специальных коробочках, их доставали и бережно постепенно раскручивали, рассматривая фрагмент за фрагментом. Вот так, в эпоху, когда еще не существовал кинематограф и Интернет, люди в древнем Китае совершали «виртуальные» путешествия. Горизонтальный свиток предъявлял зрителю бесконечно тянущиеся пейзажи с долинами, горами и холмами, покрытыми негустым лесом, с каменистыми островами на глади реки и далекими хижинами, разбросанными по склонам гор.

Горизонтальный свиток — излюбленная форма и для бытового жанра, особенно в том случае, если изображаются сцены городской жизни, объединенные одним сюжетом. Обстоятельность и неторопливость рассказа, начало и конец повествования уподобляют такой свиток литературному произведению. Фактически владелец нескольких горизонтальных свитков имел в своем распоряжении своеобразную библиотеку!

Как образец данного жанра можно привести в пример свиток Чоу Ина «Поэма о покинутой жене» (16-й век). Вместе с героиней мы переходим из павильона в сад, беседуем со служанками, шлем письмо далекому супругу… Общий лирический строй картины передан в неторопливом ритме чередующихся сцен. Фрагменты этого свитка:

Свиток Чоу Ина «Поэма о покинутой жене»

китайские акварели

Китайские акварели: свиток Чоу Ина «Поэма о покинутой жене»

Вертикальные свитки

Вертикальный свиток вешали на стену, его сюжетом практически всегда являлся пейзаж. И сейчас я начну фонтанировать дифирамбами! Китайская картина-свиток — это живопись для образованных людей. Художники ставили на свитках свои подписи и печати, посвятительные надписи и стихи. Для того, чтобы появился этот тип живописи, был необходим и ее потребитель, достаточно состоятельный, чтобы иметь дорогой свиток, и достаточно образованный, чтобы оценить его. Китайская живопись находит своего зрителя в среде ученых и поэтов, а также вельмож и государственных чиновников. Государственные должности сверху донизу занимались образованными людьми, «ученость» была одной из высших добродетелей. Я в восторге!

Да, так о картинах. Интересно, что китайские живописцы никогда не работали «на пленере». Их пейзажи не писались с натуры, а создавались воображением в соответствии с традиционными правилами. Классический китайский пейзаж назывался «шань-шуй», что означает «горы и воды». Только не стоит это название трактовать буквально и искать на картине изображение и того, и другого. Все это — символы, и эти символы в древнем Китае понимали как художники, так и зрители.

Ван Вэй, Горы под снегом, 8 век:

Ван Вэй, Горы под снегом, 8 век

Ма Юань, Полнолуние, живопись на шёлке, 12-13 век:

Ван Вэй, Горы под снегом, 8 век

Еще один знаменитый китайский жанр — «хуа-няо» (цветы-птицы). Философская идея этого вида живописи сжато сформулирована таким образом: великое в малом.Одна ветка, один цветок, одно перышко птицы как бы вмещало в себя всю Вселенную!

Жанр — «хуа-няо»

Еще в 13-м веке Китай испытал монгольское завоевание. В огне войны погибло множество памятников искусства. Не случайно с 19-го века в стране восторжествовали реставраторские тенденции в искусстве: утраченное было столь велико, что его восстановление казалось важнее создания нового. Стоит ли удивляться даже после такого беглого знакомства с китайской культурой, что китайские мастера — лучшие в мире и акварелисты, и реставраторы, и пишут превосходные китайские акварели?!