Издавна люди придумывали разные формы противостояния. Разногласия и соперничество выливались в боевые поединки, дуэли, психологические состязания. А меня вот особо интересуют творческие состязания между великими мастерами. И кое-какие примерчики я припасла:) Кому интересно: читайте и дополняйте!

  • Поэтические состязания Гомер – Гесиод

Ну, древние греки и вообще-то были не дураки посостязаться:). И что интересно: помимо культа красоты физической и как следствие – состязаний спортивных, они очень трепетно относились и к соревнованиям среди философов, поэтов, чтецов. Так, предание рассказывает, что в 3-м веке до н.э. на каких-то своих очередных играх сошлись два прославленных поэта и прочитали свои лучшие произведения. Увы! в тот раз победил не Гомер, имя которого дошло до нас сквозь столетия, а Гесиод, которого сами греки впоследствии будто бы считали слабоумным… Великие произведения Гомера, кстати, и в наше время вызывают много споров, которые вылились в так называемый гомеровский вопрос.

  • Зевксис и Паррасий

А вот ещё одна парочка древних греков – великих мастеров живописи и великих спорщиков. Как водится, оба они жили до н.э. и были в своей сфере и в своё время самыми-самыми. Разумеется, в какой-то момент они захотели выяснить: кто же из них “самее”:) Оба предъявили свои творения, написанные на стене храма и до выяснения завешенные покрывалами. Когда первый снял своё покрывало (это был Зевксис), народ ахнул. На стене была нарисована виноградная лоза, к которой начали слетаться реальные птицы, чтобы поклевать ягоды. “Теперь ты сними своё покрывало!” сказал художник сопернику. Но тот ответил: “Не могу, ведь оно нарисовано”. Вот такая была картинка!

  • Титаны Возрождения

Во Флоренции 15 века творили величайшие гении человечества. Они тогда ещё не знали, что потомки назовут период их творчества Высоким Возрождением. Но были одержимы своей работой и очень ревностно относились к успехам своих коллег. Неудивительно, что рано или поздно в творческом поединке должны были непременно встретиться два таких незаурядных мастера: Леонардо да Винчи и Мекаланджело Буонаротти, которые и в жизни не были друзьями, и в искусстве шли разными путями. Городские власти Флоренции поручили художникам расписать стены одного из залов Палаццо Векьо. Этот заказ, собственно, и вылился в своеобразную творческую дуэль. Но победителей в ней, слава Богу, не удалось выявить. Да Винчи вечно экспериментировал с красками и технологиями, что не всегда удачно сказывалось на сохранности его работ. Микеланджело же разрывали заказчики самых высоких рангов (включая пап римских), иногда ему приходилось бросать одну работу ради срочной и неотложной другой. Таким образом, произведения обоих мастеров оказались незавершенными и в настоящее время существуют лишь реконструкции, выполненные по эскизам и наброскам.

  • Любовь к трём апельсинам

А загляните-ка вот сюда, там у меня уже был описан один интересный спор, в результате которого родилось известное произведение “Любовь к трём апельсинам”!

  • Музыкальные дуэли

О-о, в этой сфере вообще не счесть различных примеров! Я даже не смогу их все перечислить – лениво…Но хотя бы один примерчик я приведу дословно из книги Элизабет Ланди “Тайная жизнь великих композиторов”:

В молодости Лист был настолько уверен, что лучше него на свете не сыскать пианиста, что любые притязания на соперничество он воспринимал весьма близко к сердцу. Если Мендельсона или Шопена подобная ерунда не интересовала, то австрийский виртуоз Сигизмунд Тальберг, казалось, готов был бросить вызов Листу. Поклонники и пресса проведали о соперничестве и призвали пианистов выяснить отношения лицом к лицу. 31 марта 1837 года эти двое сошлись в поединке.

Тальберг играл сдержанно, отстраненно — являя яркий контраст громоподобному Листу. Поэт Генрих Гейне вспоминал: «Клавиши, казалось, истекали кровью… Во всем зале побледневшие лица, вздымающиеся груди, легкие вздохи во время пауз и, наконец, бурные овации». В конце вечера соперникам объявили счет: ничья. Устроитель соревнования высказался так: «Тальберг — лучший пианист на свете, Лист — единственный». История обошлась с Тальбертом куда менее милосердно, его имя помнят только в связи с поединком с Листом.

И ещё. Как иллюстрацию к теме “музыкальные дуэли” приведу прекрасный отрывок из фильма “Легенда о пианисте”:

  • Разные другие споры

Подбираюсь поближе к современности. Но тоже – спорят великие. И даже может не так уж и спорят, но всё равно интересно:). Ну вот, к примеру: Хемингуэй известен своим лаконичным рубленным слогом. Но как-то он превзошёл себя. На спор он сочинил рассказ всего из нескольких слов, который имел трогательную, чтоб не сказать трагическую окраску… вот этот рассказ: “Продаются детские ботиночки. Неношенные.”

А есть ещё такой персонаж – мексиканский художник Диего Ривера . Весьма колоритная и амбициозная личность. И, судя по всему, ему не давала покоя популярность и востребованность Пабло Пикассо. Вероятно, не было возможности и смысла соревноваться напролом. Но хоть в чём-то Ривера не хотел уступать. И он взял за объект состязания … имя художника. Ведь полное имя Пикассо мало кто способен выговорить и запомнить: Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Клито Руиз-и-Пикассо . Каково? Ривера же решил смастерить и себе нечто подобное:) Каждый раз, когда речь заходила о составлении его биографии, Диего прибавлял по одному имени и в результате получилось вот такое: Диего Мария де ла Консепсьон Хуан Непомусено Эстанислао де Ривера- и-Барриентос Акоста-и-Родригес.