Давно-давно, со школьных лет, древний Египет — Амарна стал для меня тайной, сокровищницей, мечтой… Но уже значительно позже начала эту тайну «препарировать», разбирать на детали и выяснять подробности. И этот процесс оказался увлекательным, как собственно и все — почти все, что связано с историей искусства и отдельных явлений.

Древний Египет — Амарна: пионер в искусстве

Своими отличительными, «фирменными» чертами, по которым их всегда можно узнать, обладали многие цивилизации и культуры. В том числе и Египет. Разве с каким-то другим стилем спутаешь древнеегипетский канон изображений: ноги и лицо фигуры изображались в профиль, глаз — в фас, а плечи и нижняя часть туловища — трехчетвертном развороте?!

Древний Египет — Амарна: популярная история

Но Египет отличился и другим способом, именно здесь зародились такие популярные теперь архитектурные формы:

  • пирамида;
  • обелиск;
  • колонна.

Слово «лабиринт» — греческого происхождения. Но этим словом древние греки назвали египетское строение. При фараоне Аменемхете строится здание невиданного масштаба. Площадь его составляла 72 тыс. кв. метров! А обилие основных и подсобных помещений, сложные переходы и потайные подземелья делали его практически «непроходимым» для постороннего человека. Точное назначение этого строения так и остается неизвестным, но название «лабиринт» сейчас всем знакомо и часто применяемо.

Подозреваю, что и жанр портрета также является производным египетского заупокойного культа. Статуэтки и маски, которые клали в захоронения, должны были «идентифицировать» умершего в Царстве мертвых. Следовательно должны были точно передать особенности его лица и телосложения. Отсюда: максимальное сходство и … один шаг до портрета!

Амарнский стиль в искусстве

Вся история Древнего Египта — это нечто потрясающее. Но есть одна страница — она уникальна, трагична и возвышена одновременно. Это Древний Египет — Амарна. Написал эту страницу мятежный фараон, который и правил, и жил совсем недолго. А след оставил не на века — на тысячелетия. Итак, Эхнатон. Не буду вдаваться в суть его мятежа и реформ. По результату: он перенес столицу во вновь отстроенный город Ахетатон (сейчас эта местность в современном Египте называется Эль-Амарна), он изменил пантеон египетских богов, имена, культы, традиции. Возможно, даже скорей всего, Эхнатон на свой лад был тираном и самодуром. Возможно, он страдал каким-то редким заболеванием — современники с удивлением рассматривают необычную форму его черепа:

Древний Египет — Амарна: Эхнатон

То есть весьма вероятно, что вся его реформация — это болезненные навязчивые фантазии одного человека, насильно насаждаемые целому государству. К тому же по времени амарнский период в тысячелетней истории Древнего Египта можно уподобить секундной вспышке спичечного огонька… Но главное для нас то, что реформы Эхнатона в религиозной и социальной жизни принесли и совершенно новые художественные идеи, новое искусство, которое сейчас мы называем амарнским стилем. До и после Амарны основным сюжетом росписей и рельефов были битвы и победы фараонов, стремительные атаки, мчащиеся колесницы, груды тел поверженных врагов. Гигантские сооружения, гигантские колонны, гигантские статуи фараонов — все направлено на прославление, возвеличивание, на утверждение официального государственного культа. Художественные произведения правления Эхнатона демонстрируют нечто невиданное до сего времени в египетском искусстве… При сохранении основных канонических приемов стиль скульптур и рельефов Ахетатона уже совсем другой: фараон оказывается одновременно человеком, мужем, отцом. В росписях дворцов и вилл летящие птицы, изгибающиеся веточки растений, листья, цветы создают подвижный органический мир природы, сродни творениям критских живописцев и гончаров…

Древний Египет — Амарна

А портреты? Давайте сравним: статуя царевича Рахотепа и его жены Нофрет, 28-й век до н. э.

Древний Египет — Амарна: статуя царевича Рахотепа и его жены Нофрет, 28-й век до н. э.

И всемирно известный бюст царицы Нефертити из Амарны, жены Эхнатона, 14-й век до н. э.:

Древний Египет — Амарна: бюст царицы Нефертити из Амарны, жены Эхнатона, 14-й век до н. э.

После смерти фараона-еретика, жрецы постарались стереть малейший след пребывания на земле этого человека. Как сказали бы в более поздние времена — имя его было предано анафеме, Ахетатон разрушен, восстановлены старые культы. Последний след амарнского периода — искусство времени Тутанхамона, мальчика-фараона, женатого на дочери Эхнатона и Нефертити. Царь и царица, которым, возможно, чуть больше четырнадцати лет, часто изображаются вместе. Один из шедевров парадной мебели — изготовленный из дерева трон Тутанхамона. Спинку трона украшают гибкие фигуры этих царственных детей, выгравированные на золотом листе, со вставками из самоцветов, серебра, фаянса и цветного стекла.

Древний Египет — Амарна

Итак, что мы имеем? А вот что: настоящее чудо! Сколько-то сотен (чтобы не сказать — тысяч) лет назад люди изо всех сил постарались предать забвению имя и все дела Эхнатона. Но мы не только знаем это имя, мы даже можем любоваться произведениями, изготовленными в Амарне. Это ли не чудо?! Вот такой Древний Египет — Амарна.