Сейчас перед вашим виртуальным взором предстанут португальские храмовые ретабло в стиле талья дорада. на мое мнение, это должно вас зацепить. Итак, поехали!

Бродя по музейным (возможно и виртуальным!) залам с шедеврами мировой живописи, скажите: много ли вы видели полотен с португальскими именами? Слушая самые известные образцы оперы и классической музыки, много ли вы узнали португальских композиторов? Вот именно, немного. И это «немного» — большое преувеличение. Казалось мне, что Португалия славна лишь своими подвигами в морских походах, а в сфере высокого искусства … ну как бы … безнадежна. Как я ошибалась! Какой волшебный, зачарованный мир мне открылся, стоило только захотеть узнать! Мне стыдно… прости меня, Португалия!

Ну да — имен португальских много не знала — и что?! Не знала ведь и других слов: азулежу, мануэлину, фаду… Да, Португалия не отметилась в топах общеизвестного мирового классического репертуара — и что?! Зато ведь и никто другой больше не отметился в таких эксклюзивных, уникальных, превосходных жанрах, названных такими красивыми словами, что я сейчас перечислила. Этим жанрам я пою дифирамбы в отдельных постах, сегодня же еще одно волшебное слово: талья дорада и ретабло.

Как бы не очень хочется вдаваться в терминологию… Но скажу кратенько — как я понимаю.

Ретабло

Это прежде всего конструкция, художественная композиция из архитектурных фрагментов, скульптурных и живописных изображений. Устанавливается как «заалтарная картина» в католических храмах Испании (в первую очередь), Португалии и Латинской Америки.

Талья дорада

А вот этот термин уже означает стиль, художественный прием. И заключается этот прием в нанесении тонкого слоя золота на деревянную резьбу, это было характерно только для Португалии. То есть что получается? Португальские ретабло очень часто были выполнены в этом стиле.

В одном из комментариев на эту тему я прочитала мнение некоего сомневающегося: да какое золото? Португалия — не богатая страна и все эти алтарные композиции просто раскрашены золоченной краской. Я, конечно, не могу выступать в качестве авторитетного эксперта. Но по элементарной логике — мнение ошибочно. Это сейчас Португалия не слишком богата. Но ведь эти все ретабло, о которых идет речь, как о покрытых настоящим золотом, строились не сейчас — это ж надо понимать. В основном это достижения 18-го века.

А что происходило в Португалии в 18-м веке? Пору своего наивысшего расцвета, когда Лиссабон был богатейшей столицей Европы, страна уже прошла… Более того, не о расцвете идет речь, а о начале экономического упадка. Но! В крупнейшей португальской колонии Бразилии в это время открывают золотые месторождения. Плюс — из этой же заокеанской колонии поступают партии бесценной древесины бразильского красного дерева. Не знаю почему, но эти вливания не реанимировали португальскую экономику. Зато позволили создать невероятно пышные, великолепные храмовые композиции в стиле талья дорада.

Не знаю источников фото в сети, но к примеру в одной из самых знаменитых португальских церквей — Сан Франсишку в Порту, фотосъемка категорически запрещена. Другая церковь в Порту, которая известна своими золотыми композициями — Санта Клара уже несколько лет закрыта на реставрацию… Зато в Лиссабоне мне посчастливилось побывать в двух церквях, где совершенно легально — не прячась и не нарушая, я кстати, ни за что этого себе и не позволяю, можно делать фото без вспышки. Это церковь Сан Роке и церковь Матери Божьей. Разрешение на фотосъемку не слишком улучшило ситуацию в моем случае — фото получились нерезкими и, конечно же, не передают и половины того великолепия, что я увидела воочию: и дерево, и натуральный камень, и золото, и азулежу! Мне и неловко за такое качество, однако я все же решаюсь опубликовать эти фото, быть может даже по ним вы сможете почувствовать всю мощь этого явления — талья дорада.

Церковь Сан Роке, Лиссабон

Талья дорада — стиль португальских храмовых ретабло

Талья дорада — стиль португальских храмовых ретабло

Церковь Сан Роке, Лиссабон

Церковь Сан Роке, Лиссабон

Церковь Сан Роке, Лиссабон

Талья дорада — стиль португальских храмовых ретабло

Талья дорада — стиль португальских храмовых ретабло

Церковь Матери Божьей, Лиссабон

Церковь Матери Божьей, Лиссабон

Талья дорада — стиль португальских храмовых ретабло

Талья дорада — стиль португальских храмовых ретабло

Церковь Матери Божьей, Лиссабон

Церковь Матери Божьей, Лиссабон

Талья дорада — стиль португальских храмовых ретабло

Вот такой он, стиль талья дорада.