Так уж получилось, что мной не один раз затрагивалась в публикациях культура и традиции американских индейцев (хотя, конечно, и достаточно поверхностно…). Так, мой друг со мной поделился впечатлениями о пребывании в Эквадоре , да и в другой статье мне захотелось озвучить личное отношение к этой теме. И вдруг неожиданно такой, казалось бы, нейтральный пост вызвал в комментариях к статье «Интересные традиции народов мира» нехарактерно острую для моего безобидного блога реакцию! Одна из читательниц не согласилась с моими скромными умозаключениями на счет американских индейцев. Я и вообще приветствую и уважаю любые самостоятельные суждения.

Здесь же мне повезло познакомиться с позицией человека, который в настоящее время живет в Канаде и, разумеется, знает о современных потомках коренного населения побольше моего. Поэтому я отнеслась к этому мнению очень внимательно и  даже несколько изменила свое. Но, все же, в душе осталось какое-то неудовлетворение. И сейчас я хочу возобновить этот разговор. Пусть и необязательно с тем же собеседником, пусть это будет диалог с предполагаемым потенциальным оппонентом. Итак: аргументы и контраргументы.

А бытовые навыки, примитивное хозяйство, их «танцы северных папуасов» вовсе не называются культурой. Тем более богатой культурой.

Ну нет же, ну почему только танцы и примитивное хозяйство?! Ведь были же и календари, непростое устройство которых поражало европейцев, и каменные скульптуры, имеющие индивидуальные черты и по всей вероятности являющиеся «портретами» конкретных людей. Племена инков оставили миру явление под названием «каменная цивилизация», дошедшие до нас образцы до сих пор поражают воображение. Хитроумная кладка из камней разного размера и формы великолепно сохранилась. Мало того: она до сих пор остается прочной и такой плотной, что между фрагментами этой кладки невозможно протиснуть тонкое лезвие.

Традиции американских индейцев

Каменная кладка инков

А знаменитые «аптекарские» сады и огороды индейцев и как следствие — умение врачевать? А прекрасные ювелирные украшения? В 16 веке художник Альбрехт Дюрер, живущий в Германии, но известный всей Европе, восхищался привезенными из Америки золотыми украшениями ацтеков. Но испанцев мало интересовала художественная ценность этих предметов, украшения были переплавлены, как обычный золотой лом… Спрашивается: чьи художественные традиции при этом оказались выше — традиции американских индейцев или европейцев?

Ювелирные украшения американских индейцев

Ювелирные украшения американских индейцев

Нет и не было никогда, во веки веков ни литературы, ни живописи, ни земледелия, ни ученых…ничего кроме карнавала и пончо предложить миру за века так и не смогли.

Ну, пару-тройку имен я, все же, назову. На самом деле, их, этих имен, должно быть намного больше. В одной из статей мной описана испанская музыка сарсуэла, и там есть упоминание перуанского этнографа и композитора Аломию Роблеса. Он создал музыкальную композицию , которую специальная комиссия включила в послание внеземным цивилизациям. Это послание состоит из наиболее ярких и характерных образцов культуры планеты Земля — как вам такое?!

Колумбийский писатель Габриэль Гарсия Маркес — это имя мирового значения. Его романы неоднократно экранизировались, президенты держав призывали его для посредничества в переговорах, он был лауреатом престижных международных премий, включая знаменитую Нобелевскую премию . Маркес представляет необычное литературное направление «магический реализм». А истоками для него послужили народные предания, с которыми писатель был знаком с детства.

Далее называю имена художников из Мексики: Фрида Кало и Диего Ривера. В свое время среди европейских художников было модно восхищаться «дикой» африканской культурой. Ее поклонниками были Пабло Пикассо и Анри Матисс, в своем творчестве они широко использовали африканские мотивы. Это было свежо и оригинально, но согласитесь — несколько искусственно. Диего Ривера и Фрида Кало горячо проповедовали искусство и традиции американских индейцев — ведь это была их родная среда. Ривера всю свою жизнь собирал образцы доколумбова искусства. Используя знание архитектуры ацтеков, он построил для своей коллекции храм-музей. Сейчас в этом музее выставляется 52000 экспонатов, они все входили в коллекцию художника.

Автопортрет Фриды Кало с терновым венцом и колибри

Автопортрет Фриды Кало с терновым венцом и колибри

Индейцы не «деградировали», они — «никогда не были».

И, все-таки, наверно, они были… В память о тех, прежних, приведу в пример эпизоды из современности.

  • Шифровальщики навахо — исторический феномен. Индейцев племени навахо оставалось немного, язык же их настолько труден для изучения, что им владели считанные «неиндейцы». Поэтому в годы второй мировой войны индейцев навахо привлекли для работы в американской армии радистами-шифровальщиками. Усилия для разработки секретного шифра были минимальны, донесения радисты передавали на своем родном языке. В 2002 году был снят американский фильм «Говорящие с ветром» о реальных событиях, связанных с участием индейцев навахо в военных действиях. Слоган у фильма такой «Честь была их кодом»
  • Десантники вооруженных сил США традиционно используют боевой клич «Джеронимо!». Он означает примерно то же, что русское «ура!» или японское «банзай!». А буквально этот клич получился из имени Джеронимо — предводителя отряда последних независимых индейцев, которые отчаянно сопротивлялись колонизации их земель и умерли в резервациях.
Последний независимый индеец Джеронимо

Последний независимый индеец Джеронимо

Возможно, не мне судить о привлекательности современных потомков американских индейцев. А кому? Я хочу задать вопрос таким образом: имеет ли моральное право хоть кто-то из нас (нас — таких цивилизованных и продвинутых!) рассуждать о всяких малосимпатичных чертах народа, который в свое время был подвержен самому настоящему геноциду?

Поделиться: