Сегодня будет пост — ну чистый детектив! Началась история с одного небольшого недоумения: я усомнилась в указанном авторстве на понравившейся мне картины. А если уж точнее — репродукции картин. И началось… пытаешься выяснять одно, появляются новые вопросы. В общем, пришлось распутывать целый клубок из таких понятий как авторство, проблемы его установления, авторские картины-двойники. Удалось ли мне это? Ну-у-у, может никаких блестящих открытий я и не сделала, но кое-что по полочкам разложить для себя удалось.

Ангелы Леонардо да Винчи

Вот две картины, с которых всё началось: Ангел в красном, играющий на лютне и Ангел в зелёном с фиделью. Независимо от автора, они мне очень нравятся:

Картины-двойники: проблема авторства

Картины-двойники: проблема авторства

Хорошо, тем более: если нравится, хочешь знать имя художника. Но на тех сайтах, где я видела эти репродукции, авторство либо не указано вообще, либо пишут Леонардо да Винчи. И почему-то мне кажется, что пишут как-то неуверенно, какая-то интуиция мне говорит, что информация эта сомнительна. Тем более что ни в каких перечнях произведений Леонардо,  такие названия никогда мне не встречались, я уж специально стала искать —  нет нигде упоминаний ни о каких ангелах! Разве что нахожу указание места, где эти картины хранятся: Лондон, Национальная галерея. А вот там уже авторство указывается в виде предположения: то ли Леонардо, то ли его ученики Франческо Наполитано и Giovanni Ambrogio de Predis. И предположение это вызвано главным образом потому, что ангелы явились частью живописной экспозиции, выполненной для алтаря церкви Сан Франческо в Милане. В этом же алтарном собрании находилась и картина Мадонна в скалах, авторство которой сомнений не вызывает: настоящий Леонардо да Винчи.

Картины-двойники

Так, внимание переместилось на Мадонну в скалах. И вот что выясняется: в настоящий момент имеется два экземпляра с таким названием и сюжетом. Оба принадлежат кисти великого итальянца. Одна хранится в Лувре:

Мадонна в скалах

Другая в Лондонской Национальной галерее:

Мадонна в скалах

Призадумалась: что бы это значило? К тому же, у меня уже имелся другой случай с нерешенным авторством или же местонахождением подлинного оригинала. Этот другой случай таков: в Киеве, в музее Ханенко заприметила картину голландского художника Халса Дирка «Концерт»:

Картина голландского художника Халса Дирка «Концерт»

Видела собственными глазами, вот как сейчас вижу перед собой монитор! И вдруг потом в сети не нахожу никакого упоминания о киевском музее, всюду только читаю: Халс Дирк, Концерт, государственный Эрмитаж, Петербург. Что такое? Если настоящий голландец в Эрмитаже, то что тогда экспонируется в Киеве? В свой следующий приезд в столицу сходила опять к Ханенкам, пораспрашивала. Музейные работники объяснили мне следующую вещь: художник иногда по заказу, иногда по собственному разумению может повторить свой собственный сюжет, если публика или опять же сам автор нашли его особо удачным. Поэтому, как мне сказали, этих Концертов по Европе может быть еще и не один десяток. Вот так появлялись картины-двойники.

Первая торговая марка Альбрехта Дюрера

Немецкий мастер Альбрехт Дюрер проявил себя не только как одаренный художник, но и как очень предприимчивый и успешный деловой человек. Еще при жизни (15, 16 века) его имя прославилось на всю Европу. Раньше живописцы работали исключительно для церкви и для богатых заказчиков. Дюрера можно считать пионером массового искусства, его гравюры стали доступны среднему классу. И … неизбежно встала проблема защиты авторства! Ведь в те времена было совершенно не зазорно заимствовать идеи и напрямую копировать чужие произведения. Дюрер, вероятно, был первым, кто озаботился защитой авторских прав. Свои работы он начал отмечать личной монограммой, состоящей из двух букв A и D. Выглядела она следующим образом:

Альбрехт Дюрер

Это, по сути, была первая заявка на торговую марку, но — увы! — положение она не спасла, поскольку подделать монограмму было не сложнее, чем саму работу. Тогда мастер предпринял следующий шаг: он приобрел документ за подписью императора Максимилиана об авторских правах. В 1511 году гравюра «Жизнь Пресвятой Девы» была снабжена им следующим заявлением:

Остановитесь! Вы, ловкачи, чурающиеся труда и крадущие чужие мысли. Поразмыслите, прежде чем тянуть свои подлые руки к моим работам. Поостерегитесь! Разве вам неведомо, что славнейший император Максимилиан пожаловал мне право на владение всеми моими работами, и всякому жителю империи запрещено печатать или продавать поддельные подражания этим гравюрам? Слушайте! И запомните: буде вы станете вершить такое по злобе или корысти ради, то не только лишитесь имущества, но и сама жизнь ваша подвергнется опасности.

Возымел ли желаемое действие такой призыв — мне неизвестно. Но перед художником, первым вставшим на защиту своих авторских прав, я снимаю шляпу!