Вот мне интересно: в других странах, не постсоветских, понимают ли все остроумие, всю сатирическую подоплеку знаменитых «12 стульев» и «Золотого телёнка»? Ведь эти произведения и переведены на десятки различных языков и про экранизацию я узнала удивительные вещи. А именно: оказывается, первыми взялись экранизировать романы поляки и чехи, потом англичане. Советские же киношники не приступали к этому довольно долго. Оно и неудивительно: сюжеты и герои произведений не слишком-то органично согласовались с советской идеологией, особенно Остап Бендер, и в 1949-1956 годах книги были вообще запрещены к печати!

Остап Бендер: знаменитые персонажи

Однако, другая — неофициальная, народная любовь к романам может запросто послужить предметом зависти для любого писателя. Имена, ставшие нарицательными, названия заведений и отдельные реплики — все это чрезвычайно живо и популярно и в наши дни, спустя десятилетия. Мне кажется, я не знаю другого такого произведения, где не только несколько главных персонажей, но и целый хоровод так называемых второстепенных выписаны так ярко, так запоминаемы и смешны! Но конечно же, главная жемчужина этих литературных шедевров — знаменитый персонаж Остап Бендер. И имя-то это только произносишь — и уже становится весело.

Авторы

Я почему-то думала, что «литературные негры» — понятие достаточно современное. Ан нет! Оказывается при задумке первого романа с Остапом Бендером  была задействована схема: уже состоявшийся писатель Валентин Катаев сделал заявку на роль «советского Дюма-отца», и выбрал в качестве литературных негров двух молодых журналистов Илью Ильфа и Евгения Петрова. Катаев подарил им идею будущего романа «12 стульев» и пообещал свое литературное кураторство. Впоследствии оказалось, что «негры» вполне себе самодостаточны и не особо нуждаются в высоком покровительстве. И далее следует ситуация, которая гармонично могла бы войти в сам роман, я ее смакую и улыбаюсь во весь рот при этом. Катаев предоставил полную творческую свободу своим протеже. Но предчувствуя всю шедевральность будущего произведения, выдвинул два условия:

  1. Книга должна иметь посвящение Катаеву Валентину Петровичу.
  2. Ильф и Петров свой первый гонорар должны потратить на подарок зачинщику проекта — золотой портсигар.

Я специально взяла в руки свой экземпляр «12 стульев», открыла на первой странице. Так и есть: посвящается Валентину Петровичу Катаеву. Говорят, что и второе требование про золотой портсигар было выполнено без проволочек. Чудесно-расчудесно, как мне нравятся литературные традиции того времени! Кстати, о традициях и о том времени. И о тех, собственно, авторах. Я недавно побывала в Одессе и специально посетила Сад скульптур возле одесского литературного музея. Необыкновенно тронула меня следующая экспозиция: писатели одесской школы. Она (экспозиция) сопровождается следующим комментарием:

Комментарий

И вот сама скульптура:

Скульптура

И отдельно памятник всенародным любимцам — Ильфу и Петрову:

Памятник Ильфу и Петрову

Прототипы Остапа Бендера

Итак. кого же собой представлял Остап Бендер? Я сознательно написала во множественном числе — прототипы. Поскольку образ собирательный, в него вошли по крупинке отдельные поступки и привычки разных людей. Так, например, знаменитая крылатая фраза «Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?», с которой писатели и начинали выстраивать образ Остапа, принадлежала их знакомому журналисту Михаилу Глушкову. Можно вспомнить — или, скажем так, узнать — еще одно конкретное имя: барон Николай фон Менгден. В 19-м веке этот самый барон предпринял авантюру: он прибыл в Рио-де-Жанейро, выдал себя за русского сенатора, получил аудиенцию у самого бразильского императора и какое-то время чудесно развлекался в городе своей мечты! Ну чем не великий комбинатор? Есть предположение, что и сам вдохновитель проекта Валентин Катаев тоже послужил прототипом персонажа Остапа Бендера. Но на мой взгляд, такое предположение вызвано тем, что образ великого комбинатора вобрал в себя чисто одесскую стилистику, а Катаев до конца своих дней оставался одесситом (включая специфический одесский акцент), хоть и прожил большую часть жизни в Москве.

Но самый главный, безоговорочный прототип Остапа — это одесский авантюрист и денди Осип Шор. Чего стоит одна только деталь его биографии: в детстве Осип жил у деда. А дед этот был не простой, он занимался торговлей и контрабандой, водился с криминальными авторитетами и мошенниками. Вот такая вот обстановочка окружала юного Осипа. Можно провести несколько параллелей между сюжетными линиями «12 стульев» и реальными фактами из жизни Шора:

  • все помнят какую главную страсть имел Остап Бендер —  Рио-де-Жанейро и желание носить белые штаны? Так это списано с Осипа, его мечтой были Бразилия и Аргентина, одевался он соответственно воображаемому южноамериканскому образу. Непременными атрибутами его гардероба были светлая одежда, капитанская фуражка и шарф.
  • добывая себе средства к существованию, Осип Шор не гнушался всяких экстравагантных афер. Он побывал и художником, и организатором подпольной антисоветской организации, и брачным аферистом, и шахматным гроссмейстером. Не правда ли, как это все узнаваемо?

Сейчас не могу найти, но что-то смутно мне помнится: вроде где-то читала, что и турецко-подданным Осип Шор представлялся тоже. Просто даже не верится, что не книжный персонаж, а реальный человек мог обладать столькими талантами и своеобразной харизмой обаятельного афериста!

Памятники

Народная любовь к Остапу Бендеру и другим персонажам знаменитых романов находит свое подтверждение во множестве памятников, установленных в разных городах. Но наверно самыми культовыми можно по праву считать памятники, которые находятся в Одессе. Вот их-то я и стремилась посмотреть и осталась весьма удовлетворена увиденным. Главные памятники Остапу и Кисе Воробьянинову расположились в Городском саду на Дерибасовской:

Остап Бендер: знаменитые персонажи

Там же можно увидеть и памятник знаменитому стулу:

Остап Бендер: знаменитые персонажи

Причем небольшая круглая площадка, на которой этот стул водрузили, у одесситов именуется площадью Остапа Бендера.

Остап Бендер: знаменитые персонажи

Ну, и в уже упоминаемом мною Саду скульптур при Литературном музее находится великолепная скульптура, посвященная персонажам «Золотого телёнка»:

Остап Бендер: знаменитые персонажи

Уже за одни только эти памятники можно влюбиться в Одессу! Но и Остап Бендер тоже внес свою лепту в популяризацию города.