И вот снова визит в киевский Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. В прошлый раз я побывала в нем с неким косвенным интересом: разыскивала после поездки в Италию оригинальную скульптуру Антонио Кановы. А теперь уже направилась целенаправленно, отдавая должное создателям киевской коллекции произведений искусства.

Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко

Расположен музей в центре столицы, на улице Терещенковской 15-17. Есть одна не бесполезная подробность: в первую среду каждого месяца с 10:30 до 14:00 можно посетить музей бесплатно.

Историю киевского музея можно считать естественной и гармоничной: он не создавался какими-то надуманными усилиями и специальными указами. Собрание произведений искусства постепенно и любовно разрасталось благодаря увлечению частных коллекционеров и меценатов — супружеской четы Богдана и Варвары Ханенко. Много лет они собирали чудесные образцы зарубежного искусства, как западноевропейского, так и восточного. В 1919 году на основе этой частной коллекции в особняке, который принадлежал супругам Ханенко, был создан музей. Экспонаты так и разделялись на две коллекции, и поначалу музей имел название Киевский музей западного и восточного искусства. К 1998 году здание отреставрировали, а в 1999 году музей получил новое название — Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. Однако условное разделение на два разных отдела так и осталось: западное и восточное искусство.

Музей восточного искусства

Не знаю, как это может удаваться частным лицам, но только супруги Ханенко смогли собрать уникальную коллекцию предметов восточного искусства. Она состоит:

  • из редких образцов древней китайской бронзы и резьбы по камню;
  • китайского фарфора;
  • достаточно большого собрания японских мечей;
  • шедевров иранской и турецкой керамики;
  • уникальных образцов мусульманской культуры;
  • раритетов иранской книжной миниатюры.

Музейные буклеты утверждают, что по ценности и художественному уровню экспонатов, восточная коллекция Ханенко принадлежала к лучшим собраниям Европы.

Лично меня больше всего притягивали к себе экспонаты японского зала. Японскую культуру и искусство я нахожу самыми экзотическими для нас. Я — пацифист и оружие меня не интересует по своему прямому назначению. Но всякие художественные и исторические традиции бывают очень увлекательны. В том числе и те, что связаны с оружием. А ведь у феодальной истории Японии имеется свой культовый герой — самурай, и как тут не обратить внимание на самурайские мечи?! Если я не ошибаюсь, то особенно интересна деталь: долгое время после изобретения пороха и применения огнестрельного оружия в Европе, японцы принципиально отказывались от такового. Только холодное оружие было достойно настоящего воина, только меч вмещал в себе душу самурая.

Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко

Кинжал и ножны

Музей восточного искусства

Японское холодное оружие

Нэцкэ — японская миниатюрная скульптура

Ну, ладно мечи — это так, история, а вот японская миниатюрная скульптура «нэцкэ» — это моя давняя любовь. Очень давно я питаю самые нежные чувства к этим крошечным шедеврам, только раздражает европейская мода на них и примитивное толкование, как символов-оберегов. Японцы на самом деле гораздо тоньше трактуют назначение этих вещиц и одновременно проще. Ведь изначально нэцкэ имели сугубо бытовое назначение, как брелок в мужском костюме, который служил противовесом кошельку, заложенному за пояс. И это очередной японский феномен: художественное восприятие обычных бытовых предметов. Японцы вкладывали в эти маленькие шедевры не меньше мастерства, фантазии и усилий, нежели в изготовление настоящих произведений декоративного искусства. А бескрайнее воображение подсказывало необычайное богатство образов, связанных с фольклором, историческими рассказами, легендами, с повседневным бытом. Позже, как я понимаю, нэцкэ перестали использоваться по назначению, а превратились в отдельный жанр миниатюрной японской скульптуры.

Музей восточного искусства

Нэцкэ с кузнечиком

Нэцкэ — японская миниатюрная скульптура

Нэцкэ — японская миниатюрная скульптура

Чрезвычайно обрадовалась, когда увидела незатейливое нэцкэ, изображающее улитку. Сразу вспомнила себя в походе по болгарским Балканам. Кто-то из нашей группы вспомнил японское хайку:

Тихо, тихо ползи, улитка,
по склону Фудзи,
вверх до самых высот!

Это так подошло по настроению, что стало слоганом того похода, а японская улитка для меня так и осталась родной!

Нэцкэ — японская миниатюрная скульптура

Улитка по склону Фудзи…

Продолжение следует: киевский Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко

Поделиться: