Не, не буду в обязательном порядке сообщать, как это принято, какое место в мировом рейтинге занимает венский музей истории искусств, какие богатства хранятся в его экспозициях и сколько посетителей ежедневно проходит по залам музея. Расскажу о том, что мы открыли для себя в венском музее истории искусств. Музей-то, как ни избегай этих шаблонов, а  — топовый! Потому и ожидания были большие, а впечатления оказались еще больше! Итак, Вена, я в музее истории искусств, личные открытия.

Венский музей истории искусств: Египетско-ориентальная коллекция

Честное слово, это не мой термин! Так это называется по плану музея. Такой план, кстати, можно бесплатно получить в холле в виде компактного буклета (имеется и русскоязычная версия) и по нему уже ориентироваться: какие экспозиции представляют для вас больший интерес и как к ним подобраться. Древний Египет — тема, безусловно, волнующая и этот зал мы решили посетить первым. Не скажу, что мне там было не интересно, но как-то особо не зацепило. Главное впечатление: прекрасно оформленные интерьеры, освещение, подача одним словом. Больше всего я встрепенулась, когда в завершении экспозиции увидела экспонаты, которые сразу отличила от египетских. И правда, при ближайшем рассмотрении оказалось, что это фрагменты культуры Месопотамии: вавилонский рельеф с изображением идущего льва и цилиндрические печати с оттисками. Мне было немножечко лестно, что я их узнала по первому взгляду.

Питер Брейгель Старший

Картинная галерея музея имеет всевозможные разделы:

  • фламандский;
  • немецкий;
  • итальянский;
  • французский;
  • испанский.

И имена представлены самые что ни на есть: Дюрер, Рубенс, Тициан, Рафаэль. Выбирайте, что душе угодно! Моей душе было угодно посмотреть настоящего Брейгеля. Во-первых, от обилия религиозно-библейско-мифических сюжетов меня начинает немного штормить, с какими бы славными именами эти сюжеты не были связаны. А Брейгель с его живыми жанровыми сценами и пейзажами как-то очень для меня свеж. Во-вторых, мое внимание еще раньше привлек сюжет Вавилонской башни, хотелось увидеть знаменитый оригинал. И в-третьих, венский музей истории искусств располагает одной из моих любимых картин «Охотники на снегу». Вот на нее-то одну уже можно было идти.

Венский музей истории искусств

Охотники на снегу

Кроме Питера Брейгеля, в зале фламандской живописи понравилась еще картина Питера Артсена, сорри, он — нидерландец. Там было написано что-то такое, что Артсен чуть ли не изобрел свой поджанр — изображения рынков. Так или иначе, это опять же любимая мною жанровая живопись.

Картина Питера Артсена

Венский музей истории искусств

Венский музей истории искусств. Сделаем перерывчик!

Походили, посмотрели, захотелось передохнуть — не убиваться же до изнеможения в этих культурных похождениях. Так вот, венский музей истории искусств как нельзя лучше располагает к неспешному, с перерывами, походу. Диванчики повсюду — хоть ложись вздремнуть!

Венский музей истории искусств

Кстати, нигде, ни в одном из залов не видно ни единого служащего, который буравит тебя взглядом, куда бы ты не перемещался. И с фотографированием нет никаких проблем, равно как и с гардеробом и туалетом. Единственное требование, которое к вам предъявляется — сдать в камеру хранения крупные вещи типа рюкзака. Но главное чудесное приспособление для релакса — это музейный буфет, расположенный в Купольном зале. Это скорей всего даже не буфет, а ресторанчик, мы видели как официанты носились с какими-то горячими блюдами. Мы же устроили себе легкий перекус, этак незамысловато: кофе-меланж и разные виды венского штруделя. Но и это еще не самое главное. Опять же самое впечатляющее в этом заведении — интерьер, а еще точнее — вид из окна. Буфет находится то ли на втором, то ли еще на каком-то там этаже и окна его выходят на площадь Марии-Терезии. Площадь эта, чтобы вы понимали, очень величественна и грандиозна — одним взглядом не охватить. А вот вид сверху из окна музея как раз дает возможность увидеть ее всю от края до края:

Площадь Марии-Терезии

Площадь Марии-Терезии

Площадь Марии-Терезии

Густав Климт

О-о-о, это имя в Вене можно встретить на каждом углу: если не в музейных коллекциях, то уж в сувенирных магазинчиках в огромном количестве! Но в венском музее истории искусств мы как раз увидеть Климта не рассчитывали. И что же вы думаете? Совершенно случайно, на каком-то переходе из зала в зал, вдруг видим некое подобие телескопа (ну, это я так называю). И кто-то что-то в него рассматривает. Что это? Тут же рядом лежит стопка буклетов: Климт в музее. Где?! И что оказалось: высоко на стенах, практически под потолком имеются дивные росписи раннего Климта:

Венский музей истории искусства: росписи раннего Климта

Они олицетворяют различные периоды и регионы в истории искусства всего человечества. Даже на расстоянии видно, что они хороши, но рассмотреть в подробностях все же сложно. Так вот, не так давно в музее установили телескоп — опять же моё определение — с оптикой Сваровски. Она позволяет приблизить и очень четко увидеть работы художника.

Венский музей истории искусства: телескоп с оптикой Сваровски

М-м-м… хочу сказать, что оптика Сваровски и хороша наверно, но мне оказалось не очень-то легко навести эту трубу на нужный фрагмент стены. Так что уж слишком внимательно и детально я все равно персонажи не рассмотрела. А они роскошны, судя по всему, там отображаются и Высокое Возрождение, и античная Греция, и Древний Египет.

Росписи раннего Климта

Росписи раннего Климта

Антонио Канова

Неожиданным оказалось и другое открытие: скульптура Антонио Кановы «Тезей, убивающий Минотавра». Нет, ее-то, эту скульптуру ну никак не пропустишь, она украшает парадную лестницу и сразу всем бросается в глаза. Неожиданной для нас она оказалась в другом смысле. Антонио Канова — это прямо-таки близкий знакомый, с его работами я знакомилась непосредственно в Италии, а потом и в Киеве специально ходили смотреть на него. Должна пояснить: я пишу «мы», «нас». В Вене я была с лучшей своей подругой, вкусы и интересы у нас очень совпадают. И Канову в Киеве мы исследовали именно с ней, с Ларисой. В общем я хочу сказать, что на имя Кановы реакция обязательно бывает. Мы не знали о его скульптуре в Вене, а когда венский музей истории искусств ее предоставил нашему взору — одновременно выдохнули: так это же Канова! Вот такие приятные сюрпризы бывают.

Скульптура Антонио Кановы «Тезей, убивающий Минотавра»

Фаюмские портреты

И напоследок мы посетили Античное собрание. Я обожаю античную культуру и этот зал меня очень манил. Но к нашему удивлению, туристов там практически не было! Это, конечно, и хорошо: прекрасно оформленные залы так великолепно выглядят, когда там преобладают экспонаты, а не посетители.

Античное собрание

Античное собрание

Античное собрание

И тут меня тоже ждал сюрприз. Я всегда очень радуюсь, когда нахожу визуальное подтверждение того, о чем только читала в книгах. На сей раз таким приятным открытием стали фаюмские портреты. Честно сказать, мне сейчас лениво объяснять что это такое. Кратенько: это погребальные портреты реальных людей. Они имели место быть в Римском Египте. Время создания — первые века нашей эры. А обнаружены были только в 19-м веке на территории современного Египта в Фаюмском оазисе, отсюда и название: фаюмские портреты. Дело в том, что они выполнялись в какой-то совершенно особенной технике с применением сусального золота и объемных мазков. И вот что получается: напоминаю, портреты — погребальные, то есть мрачноватый жанр. Но на самом деле благодаря этой технике, лица на них удивительно выразительные и яркие. Там вообще-то с этими портретами — целый пласт не только искусства, но и культуры, и истории. Можно много накопать интересных подробностей и про население, и про традиции, и про одежду и прически. Но это уже — сами. К тому же, это наиболее массово представленные и хорошо сохранившиеся образцы античной живописи. В общем, целое громкое явление. Можете себе представить, как я взволновалась, когда увидела оригиналы в венском музее!

Венский музей истории искусств: фаюмские портреты

Надеюсь, мой рассказ убедил вас, что венский музей истории искусства — это потрясающие впечатления. Для любителей, конечно. А я как раз и есть такой любитель, для меня посещение музея — одно из лучших воспоминаний о Вене.

Поделиться: