5 почти правдивых фантазий о жизни и смерти Моцарта  — потому что его биография обросла мифами, которые уже много лет (если не веков!) выдаются как единственно возможные версии. Выдаются уверенными, безапелляционными голосами и … мы практически привыкли считать их неоспоримой истиной!

О жизни и смерти Моцарта

Собственно, я не располагаю ни достаточным авторитетом, ни достаточными возможностями, чтобы теперь таким же безапелляционным голосом опровергать эти мифы. Но люди, имеющие доступ к архивам, обладающие исследовательским даром и просто любовью к истине, не согласны со многими фактами, а на самом деле — фантазиями, о жизни и смерти Моцарта. Что за люди? А вот кто: Стивен Фрай «Неполная, но окончательная история классической музыки», Элизабет Ланди «Тайная жизнь великих композиторов», Артем Варгафтик «Партитуры тоже не горят». Опираясь на их исследования, изложенные в перечисленных книгах, я и сформулирую сейчас опровержения к тем мифам, которые выглядят совершенно правдивыми.

Миф первый: гениальность юного Моцарта

Не спешите бросать в меня шапки (камни, тапки)! Этот тезис о гениальности у нас как раз-таки никаких сомнений не вызывает, он вызывал сомнения у некоторых современников композитора. Это они пытались развенчать «миф» о юном даровании. Прошел слушок, что молодой Вольфганг — это всего лишь марионетка. Якобы на самом деле всю музыку пишет за него отец Леопольд Моцарт, а сын только раскланивается и улыбается. Чтобы вывести семейный дуэт на чистую воду, произвели эксперимент, который отдает какой-то дикостью. В 1778 году, во время гастролей в Париже, 22-летнего композитора … заперли в кабинете директора Парижской оперы и держали в изоляции четыре дня, пока он не написал свое новое сочинение — симфонию №31, получившую название Парижской.

Существует и другой, более распространенный рассказ, который опять не опровергает, а подтверждает гениальность Моцарта. В 17-м веке в Италии был создан шедевр духовной музыки: Miserere композитора Аллегри. Ватикан трепетно охранял единственный экземпляр партитуры: копирование было запрещено под страхом отлучения от Церкви. Кто ж знал, что явится такой себе 14-летний мальчуган и просто по памяти потом воспроизведет нотную запись сочинения (он с отцом попал на исполнение Miserere, которое можно было услышать в Сикстинской капелле один раз в году)?!

Миф второй: нищая жизнь великого композитора

Принято заламывать руки и восклицать: гениальный «бог музыки» жил в нищете, а после смерти похоронен в общей могиле! На счет нищеты возникают сомнения. В книгах, которые я назвала в начале поста, приводятся не только цифры заработков Моцарта, но даже и список его гардероба, который явно был не по карману нищему и обездоленному. Другое дело: композитор и его жена жили не по средствам. Оклад Моцарта частенько бывал раза в два больше оклада тех, у кого он постоянно одалживал деньги. На счет общей могилы — это да, как ни печально… место захоронения великого композитора не сохранилось. Но и тут — ничего личного! Произошло так потому, что в 18-м веке на венских кладбищах существовала практика: места для «обычных»(!) захоронений сдавались в аренду только на десять лет, а затем перекапывались. Почему Моцарт не заслужил специальной, отдельной могилы? Не берусь судить…

Миф третий: отравление

Ну-у-у, об этом-то вообще и писать не хочется. Любой мало-мальски грамотный человек уже давно знает, что история Моцарт и Сальери — чистой воды вымысел. Об этом много чего написано и я не буду перечислять все аргументы в пользу такого утверждения, скажу только, что не было даже и причин для испепеляющей зависти Сальери. Вот только одна цитата Артема Варгафтика:

Во всех справочниках и именных словарях музыкантов рубежа XVIII–XIX веков Сальери указан как «гордость и украшение европейского оперного искусства, мастерски владеющий правдивостью музыкального выражения, умением подчеркнуть и выявить страстные акценты оперной риторики». Моцарта там или нет вовсе, или он указан как автор не слишком удачных подражаний итальянским комедиям.

Миф четвертый: реквием

Известно, что последним произведением Моцарта является Реквием, который заказал композитору некий зловещий черный человек. И якобы, Моцарт, предчувствуя близкую кончину, писал этот Реквием как бы для себя. Сейчас уже все известно о том, кто был на самом деле тот «неизвестный» заказчик. А предчувствия близкой смерти? Об этом потомки знают только из одного источника: от вдовы композитора Констанцы. Великое множество людей, с которыми Моцарт общался в последние месяцы жизни, никаких подобных страхов за ним не замечали. Смерть была внезапной, преждевременной и точные ее причины так и не установлены, есть только гипотезы и предположения.

Миф пятый: псевдо-Моцарт

Ух, как я злюсь на некачественные и лживые музыкальные публикации, которые очень массово гуляют по Интернету! Чего стоит танго смерти Вивальди! Не обошло невежественное и самоуверенное внимание и Моцарта. Натолкнулась на некую Музыку ангелов Моцарта. Введите-ка такой запрос в поисковик: вам услужливо предоставят тьму вариантов. Вот, скажем:

Меня смутило уже само название, подозрения возникли сразу же. Проверила композицию программой Shazam, оказалось: River Flows in You, современный южнокорейский композитор Yiruma.

Впрочем, есть и другие версии с тем же горделивым анонсом: Вольфгаг Амадей Моцарт, симфония №6 (мелодия, как они пишут, ангелов).

Еще и какая-то «музыка слёз» приписывается Моцарту, хотя на самом деле это композиция «I miss you» современной интернациональной группы Daydream. Музыка хороша — кто же спорит! Но зачем, при чем Моцарт?! Кто придумывает эти доморощенные названия и оскорбляет своим невежеством сразу нескольких композиторов?!!!

Я — не специалист, только любитель и дилетант. Но очень хотела бы, чтобы мы научились уважительному и корректному отношению к другим людям. Не взирая на степень собственной компетентности и степень величия имен, которые так беззастенчиво перевираем. Вот так вкратце о жизни и смерти Моцарта.