Подписка на обновления
Популярно
7:08, 08 октября 2019

О классической музыке, музыкантах и оркестрах


Говоря о классической музыке, как-то все больше обращаем внимание на само произведение, а следовательно на автора, композитора то есть. Это и правильно, это все же первое условие того, понравится ли нам музыка, заденет ли какие-то проникновенные струны. Но ведь почти так же важно для нашего восприятия и то, кто будет исполнять эту музыку. Поэтому «золотой фонд» классической музыки включает в себя список имен, как композиторов, так и одаренных музыкантов. Их много, этих имен, во все времена музыканты почитались не меньше композиторов. И если претендовать на какое-то полное изложение этого списка — надо садиться за книгу, не меньше. Но, как всегда, я ничуть не имею подобных претензий и хочу предложить всего лишь свой более чем скромный опыт слушателя классической музыки. И назову имена тех музыкантов, которые лично для меня оказались особенно яркими.

Давид Ойстрах

Мой любимый музыкальный инструмент — скрипка. Похоже, я не оригинальна в этом, потому что имена популярных музыкантов-скрипачей составляют, пожалуй, самый представительный список. К тем из них, которые я уже называла в статье «Никколо Паганини и современные скрипачи», готова добавить еще одного.

Давид Ойстрах — один из самых виртуозных скрипачей 20-го столетия. Некоторые композиторы-современники писали свои произведения специально для него. А в одно время с ним жил и другой виртуоз, только его инструмент — фортепиано. Это Святослав Рихтер. Удивительно, но два эти великих музыканта очень долго сосуществовали параллельно, не пересекаясь для совместного исполнения. Но все же эта встреча состоялась и дуэт Ойстрах-Рихтер исполнил множество различных гениальных произведений. Самым удачным совместным проектом музыканты считали исполнение сонаты Брамса.

Китайский музыкант Ланг Ланг

Вообще же речь идет о классической музыке, но если говорить о фортепианной музыке, мне хочется непременно сказать про ныне живущего музыканта с мировым именем. Это китайский музыкант Ланг Ланг. Не стану умничать и рассуждать об исполнительском мастерстве Ланг Ланга. Меня он подкупил, можно сказать, другим: каким-то светящимся оптимизмом и искренностью. Невероятно трогательный факт: впервые Ланг Ланг заинтересовался классической музыкой, когда в 3-х летнем возрасте увидел мультфильм Том и Джерри — тот самый, в котором Джерри музицировал на фортепиано. Еще этот музыкант меня чрезвычайно привлекает тем, что наряду со своей обширной и успешной концертной деятельностью, Ланг Ланг много сил и внимания уделяет благотворительности и популяризации классической музыки.

О классической музыке: симфонические оркестры

А теперь я хочу сказать о личном. Как-то так сложились мои музыкальные предпочтения, что я обожаю звучание команды исполнителей. В опере — это хор, а в музыке инструментальной это, разумеется, оркестр. Поэтому при всем моем уважении к тем именам, которые я называла, моими любимыми музыкантами являются целые оркестры. И вот какие:

Большой симфонический оркестр имени Чайковского

Само название как-то сразу говорит обо всем: Большой оркестр он и есть большой. Мой любимый концерт в его исполнении:

Оркестр Иоганна Штрауса

Но есть у меня и прямо противоположные привязанности. БСО имени Чайковского — это, надо полагать, образец серьезного академического исполнения. А вот другой коллектив многие профессионалы упрекают в излишней эстрадной манере музицирования, наличии элементов шоу. Это оркестр Иоганна Штрауса под управлением музыканта и дирижера из Нидерландов Андре Рьё. Вероятно, у этого оркестра действительно имеются изъяны в следовании академической школе. Ну и пусть я проявлю недостаточно вкуса, но концерты этого коллектива я обожаю. На мой непросвещенный взгляд, именно праздничная легкость исполнения и те самые элементы шоу, так украшают и приближают классическую музыку к обычному массовому слушателю, представителем которого я и являюсь.  И я буду несказанно счастлива, когда побываю на живом концерте оркестра Иоганна Штрауса.

Венский филармонический оркестр

Не знаю, как их рядовые концерты, но вот ежегодный Новогодний концерт по настроению и манере подачи не сильно отличается от предыдущего коллектива. Чего стоит хотя бы исполнение марша Радецкого, которым всегда традиционно заканчивается этот концерт! Это же не просто музыка, это целое шоу, в котором наряду с музыкантами и дирижером участвуют зрители. И все счастливы, и у критиков никаких нареканий. Венский филармонический оркестр считается одним из сильнейших коллективов в мире.

Камерный оркестр Иль Джардино Армонико

Следующий оркестр — это опять совершенно другая традиция и стиль исполнения. Собственно, это и музыка другая. Речь о моей сердечной привязанности: музыке барокко. И, насколько я могу судить, одним из лучших исполнителей этой музыки можно смело называть камерный оркестр Иль Джардино Армонико. Вот они:

На этой прекрасной музыке, красота которая не может вызывать у меня никаких сомнений, я, пожалуй, и закончу свой небольшой рассказ о классической музыке.


Обсуждение: 6 комментариев
  1. Н
    Надежда Семеновна:

    Ольга, вы выбрали прекрасные оркестры и исполнителей! Я тоже всегда 1 января слушаю Венский оркестр, радостное настроение и исполнение. Из оркестров люблю Симфонический оркестр петербургской Филармонии, китайский пионист очень талантлив.

    Ответить
    1. a
      admin:

      Надежда, мне очень приятно читать ваши комментарии. А особенно на музыкальные темы, мне кажется, что во многом наши вкусы сходятся:)

      Ответить
  2. Х
    Хуторная Елена:

    Оркестры всегда очень грандиозно звучат, согласна ))) И Святослава Рихтера я в свое время слушала, потому что больше люблю фортепьянную музыку, так что, наверное, какими бы ни были вкусы в классической музыке, они так или иначе пересекаются. Да и вообще когда одно настроение, слушаешь одно, при другом – другое )))

    Ответить
    1. a
      admin:

      Да, музыка очень чутко отвечает настроению, согласна…

      Ответить
  3. I
    Irina:

    Вот поэтому слушаю Шнитке… Не теряю, однако, надежды на удовольствие от Штрауса в исполнении Венского оркестра

    Ответить
    1. a
      admin:

      Ирина, а почему – “вот поэтому”? Потому что музыка Шнитке больше соответствует текущему моменту? Шнитке ведь есть как бы в двух ипостасях: один писал удивительно красивую мелодичную музыку к фильмам, а другой… Неужели сейчас слушается его другая – неудобоваримая, не слишком мелодичная музыка?!!! Тогда искренне желаю поскорей перейти к настроению (всем нам!), чтобы был уместен Штраус в исполнении Венского филармонического:)

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Отдыхай с нами!
Искусство, история, культура и туризм.