Уж как я только не признавалась в своем пристрастии к музыке барокко! Каким только способом я эту тему не озвучивала, говоря и о возникновении оперы, и о литературе про музыку, и о феномене певцов-кастратов. Самым же волнующим событием в этой сфере для меня явились собственные небольшие изыскания непосредственно в Венеции. Но сейчас я решила обратиться к барочной теме еще раз, стараясь отвлечься от чрезмерных эмоций. Попробую-ка не только определить для себя: чем же эта музыка так зацепила? Но и ниже названы композиторы эпохи барокко, которые создавали в то время музыку.

Композиторы эпохи барокко

Мне доводилось слышать реплики такого рода: «Никогда не воспринимала Вивальди как барочного композитора…» или «Нет, я не люблю музыку барокко, но я люблю Баха!». И потому мне кажется, что не помешает внести полную ясность в этот вопрос. И просто даже списком назвать далеко-далеко не всех конечно, но хотя бы трех основных китов. Итак, композиторы эпохи барокко.

Иоганн Себастьян Бах

Несущественная, но занятная подробность: деды и прадеды, дяди, братья племянники в роду Бахов — все были музыкантами. И поэтому, когда в какой-то момент в местном дворцовом оркестре случалась вакансия, оттуда просили прислать не музыканта определенной специализации, а «кого-нибудь из Бахов»! Но самым выдающимся композитором явился, безусловно, Иоганн Себастьян. Он обобщил достижения целого периода в музыкальной истории, а именно — барокко. В его произведениях представлены все существующие на тот момент музыкальные жанры, кроме оперы.

Георг Фридрих Гендель

Интересно, но в жизнеописаниях этих двух композиторов имеются очень складные совпадения. Родились они в один и тот же год, да и страна одна — Германия. В конце жизни и один, и второй практически потеряли зрение и оперировал их один и тот же врач (надо сказать, оперировал обоих безуспешно!). Но не смотря на такие похожие подробности, не только создаваемая музыка, но и весь жизненный уклад этих двух гениальных людей очень сильно отличался! Бах никогда не путешествовал и не любил  покидать свою малую родину. Гендель разъезжал по всей Европе, а потом и вовсе принял британское подданство. Бах сочинял музыку духовную. Гендель тоже сочинил ораторию Мессия, которая и является, пожалуй, самым знаменитым его произведением. Но это было уже завершение музыкальной карьеры, композитор решил оставить попсу (таковой на тот момент являлась опера, и повернуться лицом к серьезной музыке. По большей же части Гендель любил светское общество, умел заводить нужные знакомства и влиятельных покровителей и музыку писал соответствующую: оперы и сопровождение к дворцовым развлечениям (другие знаменитые произведения — Музыка на воде и Музыка для королевского фейерверка). И в довершение всего вот что удивительно: два человека, жившие в одно время и получившие широкую известность и популярность в Европе, в жизни никогда не встречались! Это обстоятельство вот уже несколько столетий дает пищу для всяческих фантастических предположений: а какой могла бы быть встреча двух титанов?

Антонио Вивальди

И вот наш третий кит. Опять совершенно другая музыка и другой стиль жизни. Ведь это уже вам не Германия и не Британия, это Италия — родина оперы, и я так сильно подозреваю, что и родина всей эпохи барокко. А Вивальди — принц Венеции, европейской столицы искусств и развлечений в 17-18 веках. Кто хоть немного знаком с его биографией, тот конечно понимает, что принц — это иносказательно. На самом деле Вивальди начинал самостоятельную жизнь и карьеру как священник. Но Венеция со всеми ее культурными достижениями, интригами, карнавалами и праздниками, необычными улицами, церквями и театрами — все это было неотделимо от жизни и музыки Вивальди. И спустя много лет поклонники-потомки присвоили великому венецианцу негласный титул — принц Венеции. Вот такие они, композиторы эпохи барокко.


Стиль бельканто

Совпадает ли мое личное мнение с серьезной традиционной трактовкой? Не знаю… Но мне так кажется, что жемчужиной музыкального барокко явилась музыка не инструментальная, а удивительный вокал. Наверно, именно в эту эпоху родилось понятие «бельканто». В переводе с итальянского этот термин означает красивое пение. Я долго не могла уяснить смысл: ведь пение многих исполнителей называют красивым, почему же считается, что бельканто постепенно ссужало свое распространение, а в определенные периоды было и вовсе забыто? Музыкально я человек безграмотный и, вероятно, мне действительно не дано понять во всех тонкостях значение этого явления. Но, все же, немного прояснилось: бельканто — это не просто пение, как мы его слышим. Это особая техника постановки голоса с особыми упражнениями. Именно на эту сторону музыкальной подготовки и поднажали учителя и композиторы, отсюда и необыкновенный расцвет певческого искусства во времена барокко. Я уже цитировала реплику одного книжного персонажа об оперном мастерстве: мол-де не вопрос исполнить Верди или Моцарта, а вот Генделя попробуйте-ка! Теперь-то я знаю, что Гендель стоял у истоков применения техники бельканто, вероятно исполнение его арий требовало виртуозного владения голосом, как музыкальным инструментом. Именно поэтому я в который раз из всего вокального многообразия выберу опять-таки все ту же любимую мною арию Альмирены из оперы Генделя Ринальдо.

Причем именно в этом исполнении. Я переслушала бесчисленное количество вариантов оперных арий, но именно голос Юлии Лежневой в моем представлении более всего подпадает под определение бельканто. Равно, как и другая, столь же любимая мною барочная ария Sposa, non mi conosci дает возможность (на мой взгляд) проявить идеальное вокальное звучание.

Мои читатели, обоснованно или нет, но я считаю нас единомышленниками! В группе Культурные экспедиции вы найдете больше информации об истории и культуре разных стран, включая актуальную афишу. Вы так же сможете делать свои публикации, если вы в теме, конечно.