Многие люди моего поколения в детстве посещали музыкальную школу. Не потому посещали, что как Моцарт или Бизе чуть ли не с младенчества проявили неординарные способности. И не потому, что музыкой хотели заниматься больше, чем обычными детскими делами и забавами. А потому, что таковы были эстетические идеалы того времени: считалось, что ребенок из благополучной советской семьи обязан быть хорошо образован. В том числе и музыкально. В результате многие мальчишки и девчонки, которые никоим образом не были расположены к музицированию, к классической музыке стали относиться … гм-м… мягко говоря с прохладцей. И почему-то очень сильно пострадала репутация Петра Ильича Чайковского. Именно его имя подросшие дети (во всяком случае – из моих знакомых:) чаще всего вспоминают как символ скучных нелюбимых занятий.

Меня каким-то образом чаша сия миновала:). В музыкальную школу я не ходила. Но из солидарности, не поддающейся разумным объяснениям, прониклась предубеждением к этому великому композитору. И только сейчас могу высказать искреннее, осознанное мнение: музыка Чайковского великолепна. Я назову те его произведения, которые считаю лучшими. Не акцентируя при этом внимания на том, что этой оценки придерживаюсь не только я, но и вся мировая общественность:)!

  • Концерт для фортепиано с оркестром №1.

Это произведение явилось первым русским фортепианным концертом, может быть, поэтому его частенько называют русским музыкальным символом. Первые аккорды концерта – одна из самых узнаваемых в мире музыкальных тем.

  • Концерт для скрипки с оркестром.

Как и вышеназванный фортепианный концерт, это произведение входит в обязательную программу Международного конкурса академических исполнителей имени Чайковского. Интересная подробность: это изысканно-виртуозное произведение Чайковский изначально посвятил Леопольду Семёновичу Ауэру. Предполагая, что этот композитор, музыкант и педагог и будет первым исполнителем. И что же? Ауэр, будучи солистом-скрипачом при императорских театрах, профессором, воспитавшим множество замечательных профессиональных музыкантов, отказался от этой почетной миссии. По причине невозможности исполнения сложнейшего произведения.

  • Увертюра «1812».

Это в высшей степени торжественное и монументальное произведение, предназначенное для исполнения в огромных залах, а ещё лучше – под открытым небом. Ведь кроме звучания симфонического оркестра, хора, колоколов, по задумке композитора в финале увертюры палят пушки! С этим последним обстоятельством связаны некоторые курьёзно-драматические случаи. Но именно за сочинение «1812» Пётр Ильич  получает орден Святого Владимира и именную императорскую пенсию.

  • Балеты Чайковского.

В творческом наследии композитора балетов всего три, не так много по сравнению с другими формами музыкальных произведений. Но зато какие это балеты! По крайней мере, два из них – «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» – побили все мировые рекорды популярности у зрителей и почитателей балета.

Про известные фильмы и книги есть такое выражение – “разобраны на цитаты”. Мне кажется. нечто подобное можно сказать и про балеты Чайковского: они сплошь состоят из любимых и узнаваемых мелодий.