В последнее время я с особым рвением взялась за исследование двух музыкальных тем: испанская музыка и музыка современных композиторов-классиков, то есть, современная классика. Разумеется, исследование доморощенное, предназначенное исключительно для собственного и околодомашнего восприятия. То есть речь идет о вещах, давно известных во всем мире, но я их только постигаю и предлагаю присоединиться к этому процессу всех желающих.

Итак, сегодняшний пост объединяет сразу два этих направления. С огромным удовольствием я сегодня дополню свой список композиторов, которых можно одновременно считать и классическими, и современными. И дополню его именем испанского композитора Хоакина Родриго. Сказать, что он жил в прошлом веке — это мало сказать. Он прожил весь прошлый век — вот как правильно, ибо даты его таковы: 1901-1999. Прожив долгую жизнь, он написал много музыки. Но одно его сочинение признано нетленным шедевром классической музыки. Это концерт для гитары с оркестром Аранхуэсский концерт. До недавнего времени я не знала ни имени композитора, ни названия концерта. Когда услышала заявление о том, что на земле есть очень мало людей, которые не слышали эту знаменитую испанскую композицию, я удивилась. И одновременно смутилась, ибо посчитала себя как раз одной из этих немногих. Но когда послушала, вздохнула с облегчением: конечно же, и я слышала неоднократно эту мелодию! Предлагаю прослушать полную версию Аранхуэсского концерта. Вот как звучит современная классика:

А теперь отдельным фрагментом только его среднюю часть Адажио, которая и является вот этой самой узнаваемой мелодией. На могильной плите испанского композитора выгравирована нотная строка с записью лейтмотива этой части концерта.

Аранхуэсский концерт — это не только самое выдающееся произведение Хоакина Родриго, не только блестящий образец испанской музыки, но и одно из самых известных классических произведений 20-го века. Интересный факт связан с исполнением Аранхуэсского концерта.

Меломаны знают имя самого признанного в мире гитариста — Пако де Лусия. С инструментом этот испанец знакомился так, как ребенок знакомится с окружающим миром и учится разговаривать. С пяти лет Пако занимается игрой на гитаре по 12 часов ежедневно! А теперь представьте себе, что такого калибра виртуоз с нотной грамотой познакомился только в возрасте … 44 лет! И как вы думаете: что послужило толчком к этому? Да, музыкант исполнил концерт своего соотечественника, для этого ему пришлось научиться читать музыку с нот.

Хоакин Родриго имел без счета всяких титулов и почетных званий. А в 1991 году король Испании пожаловал композитору титул Маркиза садов Аранхуэса.