Сегодня вам я предлагаю послушать некоторые увертюры к операм. Но сначала сделаю некоторое вступление, а точнее, разъяснение, почему я решила опубликовать этот пост в своем блоге.

Увертюры к операм

Наконец я смогла послушать в живом исполнении «Принцессу Турандот». Ну вы понимаете — да, почему она меня так манила?. А кто не понимает, скажу: в этой опере Пуччини имеется одна из знаменитейших оперных арий Несун дорма. Раньше я из всего Пуччини только и слышала, что одну эту арию в разных записях. А хотелось же послушать в контексте, так сказать. И вот сбылось, в репертуаре нашего оперного театра появилась Турандот.

Знакомство с этой оперой принесло мне следующее открытие: у нее нет увертюры! То есть оркестр начинает игру и практически с первыми звуками на сцене начинается действие. Па-азвольте, как же так? Это было так неожиданно и вместе с тем так уверенно, что я засомневалась даже: а все ли известные оперы имеют увертюры? Начнем с матчасти: что такое вообще эти самая увертюра? Википедия определяет этот термин как вступление к музыкальному спектаклю. Причем только инструментальное вступление, без намека на вокал. Для меня в этом и кроется основная задача увертюры: подготовить слушателя, нагнать аппетит и только потом уже приступать к основному действию с танцами, вокальными ариями и хором. Только такой порядок меня наилучшим образом устраивает. Не знаю, что это Пуччини вздумалось убрать этот элемент из своего произведения?

Некоторые увертюры к операм настолько прелестны, что их можно слушать отдельно, в отрыве от целого спектакля. Они, собственно, и послужили со временем основой для самодостаточного жанра оркестровой музыки — симфонии. Ну ладно, хватит слов, давайте послушаем что-нибудь?

Начать хочу со своей любимой оперы и не менее любимой отдельно взятой увертюры — Севильский цирюльник Россини. Ситуация с этой увертюрой сложилась хрестоматийно-комическая. Композитор писал ее в традициях первых увертюр, которые имели развлекательный характер — они заполняли время, пока зрители усаживались по своим местам. Тематически эти композиции не имели связи с целым произведением. Но этого мало: Россини, не смущаясь, использовал в Севильском цирюльнике увертюру, написанную ранее к другой опере! Но слушать ее можно бесконечно:

Оперу Россини Вильгельм Телль я не слушала, но увертюра к ней хорошо известна и легко узнаваема:

Ну, и для разнообразия оторвусь-ка я уже от Россини и предложу послушать совсем даже не итальянскую оперу, а точнее увертюру к опере Руслан и Людмила Глинки:

Можно и еще больше разнообразить наш музыкальный час. Для этой цели очень даже подойдет увертюра к опере Вагнера Лоэнгрин: