Было бы неслыханной самонадеянностью с моей стороны рассуждать о знаменитых дирижерах всех времен и народов. На этот счет я могу вам предоставить лишь мнение более авторитетных экспертов, нежели я. Но мое собственное мнение ведь представляет тоже какую-то ценность, как любое самостоятельное мнение думающего человека, так ведь?

Знаменитые дирижеры

Поэтому поступаю следующим образом: попытаюсь выделить основные этапы в становлении режиссерского искусства и связанные с этими этапами знаменитые дирижеры. Так будет справедливо со всех сторон.

Один из ранних этапов дирижирования

Он связан с весьма громоздким предметом под названием «баттута». Этакий жезл, которым главный музыкальный руководитель ударял в пол, отмеряя такт. А с этой самой баттутой связано, в свою очередь, самое нелепое трагическое происшествие в музыкальном мире. Композитор, музыкант и дирижер Жан-Батист Люлли скончался от гангрены в 1687 году. А причиной послужила травма ноги во время дирижирования с помощью баттуты…

В 17-м веке роль дирижера

В этой роли очень часто выступали ведущие музыканты оркестра. Иногда это были органисты или клавесинисты, но чаще — скрипачи. И из них получались знаменитые дирижеры. Наверное же, от этой традиции пошло выражение «первая скрипка»? И вот тут мне хочется назвать следующее, достаточно современное имя: Вилли Босковски. Будучи скрипачом и дирижером, он несколько десятилетий 20-го века являлся концертмейстером знаменитого Венского филармонического оркестра. А оркестр этот по традиции никогда не имел главного дирижера. Босковски часто дирижировал на манер самого Штрауса — со скрипкой в руке.

В конце 18-го, в 19-м веке музыкальные произведения стали более сложными

Они усложнились настолько, что следующим закономерным шагом стало формирование профессии «освобожденного» дирижера. Теперь уже исполняются произведения не только собственного сочинения, но и других собратьев по цеху. А со временем и вовсе происходит четкое разделение между видами деятельности: дирижер теперь совсем не обязательно композитор! Одними из первых профессиональных дирижеров, сумевших завоевать международную репутацию, были Ганс фон Бюлов и Герман Леви.

Нельзя не упомянуть и такое событие – появление дирижерской палочки

Это произошло в 19-м веке и определившийся в то время вид этого немаловажного инструмента остается традиционным и в наши дни. А изобретателем считают немецкого композитора и дирижера Луи Шпора.

В истории дирижерства имеется поистине революционный момент

А именно: дирижер поворачивается лицом к оркестру и спиной к публике! Честно: я что-то и не представляю, а как же было до этого? Не мог же дирижировать маэстро, стоя лицом к публике, но спиной к музыкантам?! Ну, как бы там ни было, а это событие отмечается, как особенное. И в связи с этим мне вспоминается самый проникновенный, душещипательный фрагмент: полностью уже оглохший Бетховен дирижирует на премьере своей симфонии №9. Исполнение закончено. Композитор не в состоянии услышать никаких звуков. Стоя к публике спиной, он не может и видеть реакцию аудитории. И тогда музыканты разворачивают его лицом к залу и Бетховен видит какой триумф вызвало его новое произведение.

Напоследок позволю себе озвучить свою личную привязанность

Как неожиданно я выяснила для себя самой: мне трудно судить о дирижерском профессионализме, поэтому в своих оценках я «добираю» такими качествами, как артистизм и чувство юмора. Вероятно поэтому из числа дирижеров 20-го века, я выделяю двоих — это знаменитые дирижеры Геннадий Рождественский и Даниэль Баренбойм. Записью выступления последнего я и заканчиваю этот пост.

P.S. Продолжаю пост спустя два года. Что называется — дожились! В Пизе состоялся концерт с дирижером-роботом!

Поделиться: