В моем рассказе будет затронуто не только Рондо Моцарта в турецком стиле, но и рассказ о Турции, стране, сумевшей пережить несколько величайших цивилизаций. Когда-то, помню, одна моя приятельница-турагент поделилась сокровенным: она влюбилась в историю Турции, с увлечением собирала и готовила соответствующую информацию, соорудила авторскую экскурсионную программу по стране, но… программа осталась невостребованной! Было это в далекие перестроечные и постсоветские времена. Что и удивляться? Турция тогда только и воспринималась как:

  1. морской курорт со столицей в Анталии;
  2. средоточие челночного бизнеса.

Культурное наследие Турции

Мало кто из наших соотечественников тогда задумывался о богатейшем культурном наследии, которое хранит в себе эта страна. Не уверена, что ситуация кардинально изменилась и сейчас. Поэтому попытаюсь внести посильную лепту в создание туристического образа «другой» Турции. То есть сегодня мы поговорим о культурных ценностях  этой древней страны.

Мое частное мнение, с которым — знаю — согласятся далеко не все: Турцию стоит рассматривать в первую очередь не как место для пляжного отдыха, а как страну, пережившую несколько великих цивилизаций. На ее территории остались следы и памятники этих цивилизаций, или как говорят историки — разные культурные слои.

В первую очередь, эта территория когда-то была занята древнегреческими провинциями. Ведь именно в Турции, на холме Гиссарлык, искал следы легендарной гомеровской Трои основоположник полевой археологии Генрих Шлиман. Гипотезы относительно троянских находок Шлимана — это отдельная тема. Но по всей Турции разбросаны остатки древних античных городов. Например, местечко Памуккале — популярный туристический объект. Сюда обязательно привозят на однодневную экскурсию  туристов, отдыхающих на морском побережье. Привозят, чтобы показать уникальный природный заповедник с белыми холмами и термальными источниками. И это действительно потрясающее зрелище! Но не забывайте, что на территории этого же заповедника находятся и руины древнего города Иераполиса. Как по мне, это не менее достойный объект внимания. Памуккале и Иераполис находятся в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Из Турции и немцы в свое время вывезли фрагменты античного Пергамского алтаря, для которого в Берлине построено специальное здание Пергамон-музея. Но в мусульманской стране очень много и не столь громких названий, связанных с античной историей. Они не менее очаровательны, надо только «развернуться к ним лицом».

Рондо Моцарта: мои лучшие открытия в «другой» Турции

Остатки одного из античных городов на территории Турции

Стамбул

Византий, Константинополь, Новый Рим, Царьград и наконец Стамбул — все эти названия относятся к одному и тому же городу. Трудно в одном абзаце проследить весь исторический путь и всю эту цепочку последовательных превращений. Но в простом перечислении названий уже видится: сколь богата эта история! В свое время Константинополь был заложен как новая столица Римской империи. Логично поэтому, что в некотором роде сохранялись устои античной римской цивилизации. Вместе с тем этот город послужил оплотом молодой христианской религии и оставался таковым на протяжении многих веков. И лишь в 15 веке Византия пала под натиском Османской империи и Константинополь превратился в Стамбул. Столь радикальные перемены особенно наглядно можно просмотреть на примере главной святыни города — Соборе Святой Софии. Собор этот является символом «золотого века» Византийской империи, безупречным эталоном христианской архитектуры, самым большим европейским храмом до момента постройки римского  Собора Святого Петра. И вдруг в 1453 году Святая София превращается в мечеть и над ее куполом вырастают мусульманские минареты! Этот исторический и этический парадокс был разрешен в 1935 году мудрым декретом Ататюрка, превратившим Айя-Софью (турецкий вариант названия) в музей.

Другая Турция

Константинополь на картине Ивана Айвазовского

И таких памятников, впитавших в себя дух различных культур, в современном Стамбуле множество. Мой любимый — это Цистерна Базилика. В Константинополе был очень высокий уровень качества жизни. А в городской застройке — высокий процент общественных зданий, таких как театры, храмы, пекарни (хлеб в городе был бесплатным!), бани. Любой ребенок Константинополя мог ходить в школу, а в 425 году в столице был открыт университет. Одними из таких общественных сооружений были подземные водохранилища (по-гречески цистерны), в которых хранился резерв питьевой воды на случай каких-то экстремальных обстоятельств. К 2013 году под Стамбулом обнаружено ни много, ни мало — 40 цистерн! И Цистерна Базилика — самая большая. Это удивительное сооружение, напоминающее подземный зачарованный дворец. Если мне доведется еще побывать в Стамбуле, то на этот случай у меня будет список всяких мест, которые не успела пока посмотреть. Но Цистерну Базилику при этом я обязательно навещу повторно.

Другая турция

Цистерна Базилика

Рондо Моцарта в турецком стиле

В Турции вы можете наблюдать и еще одно культурное явление, на первый взгляд никак не связанное с мусульманским миром. Это музыка Моцарта. Что общего между мусульманской культурой и музыкой прославленного австрийского композитора? Самая явная ниточка — это произведение Рондо Моцарта — «Рондо в турецком стиле», которое как бы открывает для нас «другую» Турцию. Композитор написал эту сонату, используя мотивы турецких военных оркестров. Главная узнаваемая фишка: широкое использование ударных инструментов. То есть получается картина такая: сначала австриец открыл для Европы маршевую музыку османской армии, а потом турки открыли для себя музыку Моцарта. И не только открыли, а сделали просто-таки своим национальным достоянием. Не говоря уже о собственно турецком марше, любовь к которому поистине всенародна, турки вообще имеют особое отношение именно к этому композитору и его произведениям. Многие фестивали и концерты классической музыки начинаются в Турции с исполнения сочинений Моцарта.

Вот такая страна Турция: в ней спрятано столько сокровищ разных времен и народов! И не желать видеть их, считать страну только одним большим пляжем с гламурными отелями — это по меньшей мере расточительно.